[Назад] [Оглавление] [Вперед]1.14. Послание внеземным цивилизациямОсновные усилия в плане SETI направлены на обнаружение внеземных цивилизаций (путем приема сигналов, поиска следов астро-инженерной деятельности и т. п.). Это пассивные методы. Можно ли ограничиться только ими? Логично думать, что для достижения успеха следует сочетать пассивные методы с активными, т. е. посылкой собственных сообщений внеземным цивилизациям. В § 1.6 мы рассмотрели стратегию С. Э. Хайкина, основанную на том, что цивилизация, желающая подключиться к системе межзвездной связи, должна послать сигнал о своей готовности к этому. На необходимость сочетания пассивных и активных методов в поисках ВЦ обращал внимание Андрей Дмитриевич Сахаров. Первое послание в Космос было направлено 19 ноября 1962 г. из Центра дальней космической связи СССР в Евпатории во время эксперимента по радиолокации Венеры, по инициативе О. Н. Ржиги; было отправлено радиотелеграфное сообщение, состоящее из трех слов: «Мир, Ленин, СССР». Страна, отправившая его, уже сошла со сцены истории, но радиоволны продолжают нести послание со скоростью света через звездные дали. Кто знает, быть может, когда-нибудь на пути их встанет чаша чужой антенны и неведомые нам существа прочтут таинственные для них три слова... Прошло 12 лет, и вот 16 ноября 1974 г. с обсерватории Аресибо ушло новое послание в Космос. Оно было отправлено с уже знакомого нам 300-метрового радиотелескопа к шаровому скоплению М 13 в созвездии Геркулеса, расположенному на расстоянии около 25 тысяч св. лет от Солнца. Луч радиотелескопа целиком покрывает все скопление, насчитывающее сотни тысяч звезд. Если хотя бы около одной из них имеется цивилизация, способная принимать радиосигналы, она может обнаружить наше послание. Что же представляет собой это послание? Оно содержит 1679 бит информации. Каждый бит передается с помощью импульса на одной из двух близких частот в диапазоне 2380 МГц. Рис. 1.14.1. Радиопослание из Аресибо к шаровому скоплению М 13 Если импульсы на одной частоте изображать нулем, а на другой — единицей, то мы получим сообщение, состоящее из 1679 двоичных знаков, фрагмент которого воспроизведен на рис. 1.14.1. Число 1679 представляет собой произведение двух простых чисел: 23 и 73.
Рис. 1.14.2. Расшифровка радиопослания Аресибо (пояснения в тексте) Наши адресаты должны догадаться, что это неспроста: по-видимому, для расшифровки надо применить «телевизионную» развертку изображения, состоящую из 23 строк по 73 элемента в строке, либо из 73 строк по 23 элемента. Чтобы сделать это изображение наглядным, будем каждый «0» изображать черным квадратиком, а каждую «1» — белым. Тогда получим изображение, показанное на рис. 1.14.2. Оно соответствует второму варианту (73 строки по 23 элемента) и носит явно не случайный характер (если принять первый вариант «развертки», то никакой «осмысленной» картины не получается). На рисунке справа дана расшифровка послания. В первом ряду двоичным кодом изображены числа натурального ряда от 1 до 10. Второй ряд — это метки чисел. Третий ряд содержит числа: 1, 6, 7, 8, 15; это — атомные номера водорода, углерода, азота, кислорода и фосфора— химических элементов, лежащих в основании земной жизни. Затем следует 12 групп, каждая из которых состоит из 5 элементов — это молекулы, важные для жизни и состоящие из указанных выше элементов: числа изображают химические формулы этих молекул. Например, 5-я группа не содержит атомов водорода, углерода и азота, а содержит 4 атома кислорода и 1 атом фосфора, следовательно, это фосфатная группа РО4. В число важнейших молекул включены 4 нуклео-тида: тимин, гуанин, аденин, цитозин (с помощью которых осуществляется кодирование наследственной информации), молекула сахара дезоксирибозы и др. Под этими группами изображена двойная спираль ДНК (6-й ряд). Число нуклеотидов в ДНК (около 4 млрд) изображено в центре спирали — 5 ряд. Ниже — фигура человека. Поскольку двойная спираль заканчивается на схематическом изображении человека, это, по замыслу авторов послания, должно указывать на связь ДНК с разумными существами, передававшими послание. Справа от фигуры человека изображено число 14, указывающее рост человека. За единицу длины при этом принимается длина волны радиоизлучения, несущего послание. Она равна 12,6 см. Таким образом, рост человека здесь равен 12,6 см х 14 = 176 см. Слева от фигуры человека число 4 ∙ 109 — численность человеческого рода на момент отправки послания. Ниже (в 10-м ряду) изображена схема Солнечной системы. Видно, что она содержит 9 планет. Третья планета выделена из общего ряда, что указывает на ее особую роль; поскольку она приближена к человеку, можно заключить, что именно на этой планете обитают разумные существа, отправившие послание. Наконец, в самом низу изображена схема радиотелескопа Аресибо и указан его диаметр — 306 м. Шаровое скопление в созвездии Геркулеса имеет номер 13 в каталоге, составленном III. Мессье в 1781 г. (отсюда его обозначение М 13). Обыгрывая это обозначение, поэт Юлиан Долгий написал следующее шутливое стихотворение по поводу данного послания:
Рис. 1.14.3. Послание внеземным цивилизациям на космическом аппарате «Пионер-10». Вверху слева — фото авторов послания: К. Саган, Л. Саган и Ф. Дрейк За два года до радиопослания к созвездию Геркулеса была предпринята попытка направить внеземным цивилизациям послание другого рода. Это послание находится на космическом корабле «Пионер-10». Он был запущен в 1972 г. для исследования внешних планет Солнечной системы. В 1979 г. аппарат пересек орбиту Урана и в настоящее время находится у границ Солнечной системы. Ему потребуется 100 тысяч лет, чтобы пройти расстояние до ближайшей звезды Альфа Центавра. Блуждая в межзвездном пространстве, корабль, возможно, попадет когда-либо в зону обитания иной цивилизации. Вероятность этого события, учитывая, как редко распределены звезды в пространстве, исчезающе мала, но не равна нулю! Имея в виду этот шанс, конструкторы корабля сочли возможным снабдить его текстом послания с Земли. Оно представляет собой пластинку размером 15 х 25 см с выгравированным на ней рисунком, которая укреплена на борту корабля. В верхнем левом углу пластинки (рис. 1.14.3) изображена схема водорода с параллельной и антипараллельнои ориентацией спинов протона и электрона. Если инопланетные физики разгадают наш замысел, то они поймут, что речь идет о спектральном переходе, при котором излучается радиолиния водорода 21 см. Это позволяет сразу установить единицы длины и времени: единица длины 21 см, единица времени — период, соответствующий частоте радиолинии водорода 1420 МГц. Под атомом водорода помещена фигура, состоящая из нескольких лучей, исходящих из одной точки. Двоичные числа над каждым лучом указывают на значение какого-то параметра. Судя по числу значащих цифр, этот параметр определен с очень высокой точностью. Единственным таким параметром может быть только период пульсаров. Итак, каждый луч указывает направление от нашей звезды (Солнца) на соответствующий пульсар. А так как их астрономы знают направление на те же пульсары со своей звезды, то они могут определить положение Солнца относительно своей звезды. Но это еще не все. Период пульсаров меняется со временем. Сравнивая значения периодов, указанных на схеме, с известными им, инопланетные астрономы смогут определить эпоху составления послания. Справа от схемы с пульсарами, на фоне космического корабля (уже известного инопланетянам) изображены обитатели Земли — мужчины и женщины. Двоичным числом справа указан рост женщины: он равен 8 единицам. Поскольку за единицу длины принята длина волны 21 см, то рост женщины получается 21 см х 8 = 168 см. Внизу изображена схема Солнечной системы из 9 планет. Третья планета выделена из общего ряда и показано, что именно с нее стартовал космический корабль, доставивший послание. Гораздо более богатая информация, адресованная внеземным цивилизациям, находится на борту космических аппаратов «Воя-джер-1» и «Вояджер-2». Они были запущены в 1977 г. тоже для исследования внешних планет Солнечной системы. С помощью этих аппаратов были получены великолепные фотографии Юпитера и Сатурна, а также их спутников. Завершив свою миссию у Сатурна, «Вояджер-1» направился к границам Солнечной системы, а «Вояджер-2», совершив гравитационный маневр, прошел вблизи Урана и Нептуна. Он получил фотографии этих далеких планет, их спутников (некоторые из них были открыты благодаря «Вояджеру») и передал на Землю много ценнейшей информации об Уране и Нептуне. Теперь он также движется к границам Солнечной системы. На борту каждого аппарата находится информационная пластинка с записью звуковых и видеосигналов. Пластинка покрыта золотом для предохранения от эрозии под действием космической пыли (рис. 1.14.4).Что же содержит послание? 75 % записи посвящено музыке. По мнению авторов послания, сам корабль, с его сложной научной аппаратурой и компьютерами, будет достаточным свидетельством нашего технического развития. Но он ничего не скажет об эстетической или философской сторонах человеческой личности. Музыка представляется хорошим средством выражения этих аспектов. В запись включены произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Стравинского, западная легкая музыка (джаз, рок-н-ролл, блюз), классическая музыка Индии, Явы, Японии, древнекитайское произведение для семиструнной гитары, народная музыка Перу, Болгарии, Австралии, Африки, мелодии народов Советского Союза: русские песни, азербайджанская музыка для волынки и грузинское хоровое пение. Остальные 25% записи послания «Вояджеров» состоят из голосов людей, различных звуков Земли (шум ветра, плеск волн, пение птиц) и 116 рисунков, закодированных в видеосигнал. Человеческие голоса записаны в форме приветствий на 55 наиболее распространенных языках Земли. Рис. 1.14.4. Космический аппарат «Вояджер». Вверху слева в увеличенном виде показан алюминиевый контейнер с информационной пластинкой, на крышке которого выгравирована инструкция по пользованию пластинкой Рис. 1.14.5. Фрагмент музыкального послания «Вояджера» Рис. 1.14.6. Фрагмент послания «Вояджера» с приветствием от жителей Земли На рис. 1.14.6 воспроизведен фрагмент с текстом приветствия, который содержит приветствие на русском языке: «Здравствуйте, приветствую вас!». Рисунки, фотографии и схемы, отправленные на «Вояджере» в форме видеосигнала, расположены в определенном порядке, облегчающем дешифровку изображений. Для передачи научной информации прежде всего необходимо договориться о способе выражения количественных соотношений. На рис. 1.14.7 показан пример обучения земной арифметике. Точки на кадре изображают количества (числа) от 1 до 6, рядом дается изображение этих чисел в двоичной и десятичной системах счисления. Показан пример записи больших чисел с помощью степени числа 10 (1000 = 103). Далее вводятся операции над числами (включая целые числа и дроби). Следующий шаг связан с введением единиц измерения основных физических величин (рис. 1.14.8). На рисунке вверху слева изображена уже знакомая нам схема атома водорода, излучающего радиолинию на частоте 1420 МГц. Период колебаний, соответствующий этой частоте, принимается за единицу времени. По отношению к ней определяется секунда, сутки, год. За единицу массы принимается масса атома водорода, по отношению к ней определяются: грамм, килограмм, масса Земли. Справа от схемы атома водорода показан участок синусоиды с длиной волны 21 см, которая принимается за единицу длины. По отношению к ней определяются: сантиметр, ангстрем, метр, километр. На рис. 1.14.9 показаны два кадра с изображением основных сведений о Солнечной системе. Поскольку способ записи чисел уже известен, и единицы измерения введены (на предыдущих кадрах), то можно выразить численные значения параметров Солнечной системы. Приводятся массы планет, их размеры, расстояния от Солнца, периоды обращения вокруг собственной оси. На следующих кадрах послания (рис.1.14.10) изображена схема строения атомов водорода, углерода, азота, кислорода — химических элементов, лежащих в основании земной жизни; там же показана схема строения ДНК. Послание содержит также видеоизображения различных пейзажей и ландшафтов, изображения растительного и животного мира Земли, различных типов людей и различных форм человеческой деятельности (войны здесь не показаны). Рис. 1.14.7. Послание «Вояджера». Обучение арифметике
Рис. 1.14.8. Послание «Вояджера». Введение единиц измерения Если это послание когда-нибудь попадет к внеземным цивилизациям, смогут ли они расшифровать его? Касаясь этого вопроса, один из составителей послания художник Джон Ломберг пишет: «Мы отдаем себе отчет в философском, умственном, семантическом и культурном богатстве нашего послания с Земли, но может случиться так, что даже развитая раса инопланетян не сможет ничего понять. С другой стороны, поскольку корабль «Вояджер» могут обнаружить существа, имеющие более высокий уровень развития, мы можем предположить, что они не только интеллектуальны, но и опытны. Если их опыт показал им различные пути познания Вселенной и если они очень захотят расшифровать послание, они смогут распознать наши намерения и получат изображение нашей планеты и нас самих. И даже если послания не будут найдены никогда, они послужат нам хорошим уроком в составлении и предугадывании посланий из космоса, если SETI когда-нибудь увенчается успехом»86.
Рис. 1.14.9. Послание «Вояджера». Сведения Солнечной системе. Большой круг вверху слева изображает Солнце, далее следуют планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. У Сатурна и Урана отмечено кольцо. Числа под каждой планетой означают: размер в км, расстояние от Солнца, масса, выраженная в единицах массы Земли, и период вращения вокруг собственной оси, в земных сутках. Данные для Плутона не точны Сказанное Ломбергом в отношении посланий «Вояджеров» можно отнести и к радиосообщениям. С момента отправки «Послания Аресибо» прошло 25 лет, и лишь тогда радиопередачи с Земли нашим далеким братьям были возобновлены в рамках международного проекта «Cosmic Call». Он является частью более обширного проекта «Encounter 2001» («Встреча третьего тысячелетия»). Инициатор проекта — американский бизнесмен Чарльз Чейфер предложил осуществить его на коммерческой основе, привлекая частные средства участников проекта. Суть «Cosmic Call» состоит в передаче радиосообщений к ближайшим звездам с помощью мощного планетного радиолокатора. Попасть в список участников может каждый, заплативший 15 долларов США, это дает ему право отправить индивидуальное послание, не превышающее 30 слов. Предполагалось, что для передачи сообщений будут использоваться планетные радиолокаторы в Аресибо или Голдстоуне. Однако из-за чрезвычайной загруженности инструментов осуществить эти планы не удалось. Тогда А. Л. Зайцев из Института радиотехники и электроники (ИРЭ РАН), работающий на радиолокаторе, установленном в фокусе 70-метровой антенны в Евпатории (по программе защиты Земли от астероидов), предложил использовать этот локатор в проекте «Cosmic Call». Рис. 1.14.10. Послание «Вояджера». Химические основы жизни В период с 24 мая по 1 июля 1999 г. из Евпатории осуществлено 4 сеанса передачи информации к четырем звездам солнечного типа.
Послание состоит из двух частей. Первая часть содержит основное сообщение и нескольких вспомогательных. Вторая часть—имена и индивидуальные письма участников проекта (около 50 тысяч). Основное сообщение состоит из 23 страниц. Каждая страница представляет собой последовательность 16129 (127x127) двоичных символов. Первые несколько страниц вводные: стр. 1: «Числа», стр. 2: «Операции», стр. 3: «Экспоненциальные представления», затем идут сведения по астрономии, биологии, географии. Страница 21 описывает антенну и передатчик Евпаторийского радиолокатора. Последняя страница приглашает любого, кто прочитал послание, откликнуться и, если можно, сообщить сведения о своей цивилизации. Помимо основного сообщения (из 23 страниц), первая часть Евпаторийского послания содержит описание проекта «Encounter 2001» (составленное Ричардом Браастадом), список участвующего в этом проекте персонала и, наконец, в первую часть включено «Послание Аресибо». Общий объем Евпаторийского послания более 1,7 миллиона двоичных единиц. Коммерческая основа «Cosmic Call» вызывает определенные сомнения, поскольку представляется предпочтительным, чтобы в космическом контакте, во всяком случае на стадии его установления, субъектом выступали цивилизации, а не отдельные индивидуумы. С другой стороны, такая организация проекта позволяет привлечь к нему внимание широкой общественности, что может быть полезно для целей SETI. Как бы там ни было, проект отражает современный уровень сознания нашей земной цивилизации. Иногда высказываются сомнения в отношении активных методов поиска, особенно в отношении передачи сообщений по каналам связи — из опасения, что таким путем наша цивилизация может обнаружить себя перед лицом грозных и могущественных обитателей Космоса. Эти опасения основываются на историческом опыте взаимодействия цивилизаций на Земле. До сих пор взаимодействие протекало таким образом, что более сильная цивилизация стремилась подчинить себе более слабую. В какой мере это можно распространять на космические цивилизации? В стремлении к подчинению человечество подошло к опасной черте, поставив себя на грань самоуничтожения. Поэтому можно думать, что возникновение нового мышления, важнейшим элементом которого является переход от конфронтации к сотрудничеству, является не случайным. Существует, видимо, определенная связь между уровнем развития, уровнем знаний цивилизации и ее нравственным состоянием. Причем связь не обратная (как часто бывало на Земле), а прямая: т. е. чем выше уровень развития цивилизации, уровень ее знаний и культуры, тем выше должны быть ее нравственные принципы87. Этот закон неизбежно вступает в силу, когда цивилизации достигают определенной ступени развития, ибо знание в безнравственных руках становится разрушительным и неминуемо ведет к самоуничтожению.
Впрочем, опасения обнаружить себя с помощью радиосигналов неосновательны по другим причинам. Действительно, если некие цивилизации способны представлять угрозу для человечества, они должны быть достаточно развиты в научном и техническом отношении. Поэтому их информация об окружающем пространстве не зависит от нашей SETI-активности. В частности, нашу цивилизацию легко обнаружить по радиоизлучению телевизионных станций (не говоря уже о других методах обнаружения, доступных высокоразвитой цивилизации). Одним из тех, кто решительно не соглашался с позицией — ограничить нашу SETI-активность только поисками сигналов ВЦ, был А. Д. Сахаров. В ответе на анкету CETI в 1971 г. он писал: «При этом я хотел бы отметить важность проектных работ по посылке сигналов, доведенных до конкретного осуществления некоторых проектов — только так можно понять тонкие аспекты проблемы контактов. Здесь, как и в других делах, эгоисты, в конце концов, оказываются в проигрыше» (Земля и Вселенная. 1990. № 6. С. 63-67). Еще одно возражение против передачи сигналов сводится к тому, что ответ на свое послание (если он вообще будет) мы получим в лучшем случае через многие десятилетия. Касаясь этого вопроса А. Л. Зайцев пишет: «А разве бескорыстная мессианская деятельность, несущая братьям по разуму благую весть «Вы не одни!», и их озарение ошеломляющим открытием искусственного происхождения нашего послания сами по себе не могут являться достойными целями землян и оправданием радиовещания для ВЦ? Представьте на мгновение нас на их месте и наш прорыв в бесконечность после обнаружения сигнала ВЦ. Так почему бы не предоставить такой шанс другим?»89 В самом деле — почему? В конце XX века отправить свое послание в Космос решили дети Земли. В июле 2000 г. в Москве проходила Международная встреча «Дети Европы XXI века». При подготовке к Встрече группа ребят из Московского городского Дворца творчества детей и юношества решила подготовить Послание внеземным цивилизациям от детей Земли и приступили к его подготовке. В инициативную группу входили Вячеслав Авдеев, Анатолий Аникеев, Татьяна Аникеева, Андрей Гутионтов, Егор Киселев, Виктория Путанш и Владимир Филиппов. В рамках самой Встречи работала секция «Послание внеземным цивилизациям», которая обсудила проект Послания и представила его на рассмотрение Встречи. Было решено продолжить работу над Посланием, подключив к ней с помощью Интернета всех желающих. Участники проекта согласились в том, что Послание должно содержать информацию о нашей цивилизации, о тех, кто его посылает. При этом в Послании должен найти отражение детский взгляд на мир и его проблемы. Содержание Послания включает текстовую часть, рисунок, музыку и описание (алгоритм) некоторых игр. Было решено включить в текст список ключевых слов, важных для нашей цивилизации и отражающий детский взгляд на проблему. В список вошли следующие 14 слов: Мама, Мир, Земля, Космос, Контакт, Разум, Жизнь, Радость, Дружба, Любовь, Общение, Свобода, Дети, Человек. В игровую часть после длительных дискуссий и отбора было решено включить три игры: шашки, шахматы и «крестики-нолики». Все они отражают интеллектуальный мир человека, а «крестики-нолики» в дополнение еще и любимы детьми и легки для передачи. Рис. 1.14.11. Эмблема послания ВЦ от детей Земли Наиболее тщательно разработана изобразительная часть Послания, которая также служит его эмблемой (рис 1.4.11). Авторами ее являются Владимир Филиппов и Егор Киселев. При построении рисунка-эмблемы используется значение несущей длины волны Евпаторийского локатора 6 см, а также преобразования этой частоты с использованием числа 3 как целочисленной части π. Центральная часть эмблемы представляет собой лицо человека-землянина, помещенное в круг диаметром 6 см, что равно несущей длине волны, уже известной получателю, это задает масштаб для определения других линейных величин. Следующий круг окаймлен волнообразной линией, длина волны которой также соответствует несущей волне Послания 6 см, что является дополнительной подсказкой. Третья окружность, на которой изображены символические фигурки человечков, представляет собой образ поверхности планеты, где обитает человечество. Диаметр ее втрое превышает диаметр первого круга и равен 18 см, что соответствует длине волны радиолиний гидроксила. Если количество человечков (54) разделить на 3 (приближенное значение числа π), то получится вновь число 18, что указывает на его важность в структуре Послания. Если получатели догадаются, что это — длина волны линии гидроксила в наших единицах, они смогут установить соотношение между единицами длины в своей и нашей системе. Под поверхностью изображена волнистая линия, длина волны ее 1,35 см, что соответствует длине волны радиолинии воды и, следовательно, указывает на воду, как важный элемент для жизни на Земле. Кроме того, это указывает на существование гидросферы, обитатели которой символически представлены фигурками дельфинов. Над поверхностью Земли изображены обитатели атмосферы (птицы) и тем самым дается понятие о пригодности воздушной среды планеты для жизни. Внешнюю окружность окаймляют 10 кружков, в которых содержится научная информация, а также информация о других сферах человеческой деятельности. Каждый из этих кружков имеет диаметр 6 см, что опять возвращает нас к несущей длине волны и дает подтверждение принятого масштаба. Число кружков символизирует десятичную систему счисления, принятую на Земле. (Глубокое значение десяти — декады раскрывается в пифагорейской математике, вероятно, известной инопланетянам.) В верху каждого кружка имеются вертикальные палочки: I, II, III, IIII,... ΙΙΙΙΙΙΙΙΙΙ. Нетрудно понять, что это числа натурального ряда. Если после каждого такого числа поставить знак «=» и за ним символы 1,2, 3,4, ...,10 (1 = 1, II = 2, III = 3, ΙΙΙΙ = 4, ..., ШИШИ = 10), то можно догадаться, что общий для всех символ «=» обозначает соотношение равенства, а стоящие за ним символы — обозначение натуральных чисел в принятой на Земле системе счисления. Так как последнее число является двузначным, это указывает на то, что у нас принята десятичная система счисления. Первый кружок изображает, как выглядит наша Галактика при наблюдении с ребра; стрелкой показано положение Солнечной системы. Второй кружок изображает схему Солнечной системы; фигурка человека на третьей планете указывает, что послание пришло оттуда. Сама планета изображена на третьем кружке. Видны очертания материков и мирового океана; материки изображены черным цветом, океаны — белым (это, конечно, условно: инопланетяне могут изобразить, наоборот, материки — белым, а океан — черным). Фигурка человека на одном из материков указывает на то, что люди обитают на суше. На том же кружке схематически показан естественный спутник Земли — Луна. На 4-м кружке изображена жизнь на Земле, основные ее царства: растительное, животное и человек. Пятый кружок воспроизводит известную «космограмму Дрейка». Здесь изображена человеческая семья (папа, мама и я). Показано, что семья двуначальна. В отличие от космограммы Дрейка, фигурка ребенка здесь выделена — это символизирует тот факт, что данное послание исходит от детей. На 6-м кружке изображен земной дом человека; он находится на одном диаметре с кружком, где изображена наша Галактика — космический дом человечества. 7-й кружок изображает человеческое тело в пропорциях золотого сечения. На 8-м кружке изображен древнейший космогонический символ из китайской «Книги перемен». В центре известный символ Ян и Инь, а черточки вокруг него — 8 основных триграмм, символизирующих жизненный цикл. Включение этого символа в Послание, по мнению авторов, помимо философского содержания, демонстрирует нашу дань уважения к древности, к ценностям иных культур, что должно быть очень важным при межзвездных контактах. На 9-м кружке показана игра в «крестики и нолики» (игра является частью человеческой культуры). На рисунке изображены два исхода этой игры: когда побеждают нолики, и когда побеждают крестики. Наконец, последний, 10-й кружок посвящен технике; причем из множества технических достижений выбран радиотелескоп, так как с помощью него осуществлено Послание. Для передачи эмблемы может быть использована та же процедура, что и в «Послании Аресибо». Музыкальная часть Послания включает 8 мелодий, предложенных теми же ребятами, которые составили эмблему Послания — Егором Киселевым и Владимиром Филлиповым. При отборе произведений они руководствовались не личными симпатиями, а желанием рассказать с помощью музыки об эмоциях, чувствах, творческих способностях носителя разума на Земле. По первоначальным наметкам в качестве позывных выбрана мелодия романса Е. Шашина на стихи М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», где содержатся такие замечательные слова: «...И звезда с звездою говорит», которые могут быть эпиграфом ко всему проекту. Далее следует Финал 9-й симфонии Людвига Ван Бетховена на слова оды Шиллера «К радости». По мысли авторов в этом произведении раскрывается суть каждого человека и всего человечества, его гуманистические идеи и психология. Третий раздел музыкального послания — Токатта и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха. Авторы так аргументируют свой выбор: «...вся картина представляет собой 8-минутный восход солнца, где широкие и певучие аккорды живо описывают нам туман и облака, а беглые пассажи — лучи солнца, пробивающиеся сквозь туман. Чем не пейзажное представление о нашей планете?» Еще одна пейзажная зарисовка: Антонио Вивальди «Времена года. Март». Allegro. Помимо изображения природы, музыка несет в себе радостный весенний позитивный настрой земного человека. Затем следует Этюд № 12 опус 10 «революционный» Фредерика Шопена. Здесь слышится смятение, боль, злость и отчаяние от бессилия что-либо сделать; и в то же время поверх всей этой гаммы чувств — призыв к борьбе. Авторы считают, что это произведение достойно того, чтобы быть посланным, как «чистый пример человеческих эмоций, не отягощенных никакими образами». Остальные произведения пока в стадии обсуждения. Предполагается включить песню Александра Дольского «Исполнение желаний» и две детские песни. Первая «Галактика орлят». Музыка неизвестного автора на стихи Виктора Макарова. В песне, родившейся в пионерском лагере «Орленок», говорится о дружбе высокоразвитых обитателей на нашей планете (людей и дельфинов) и о мечтах орлят, устремленных к звездам. Включение этой песни в Послание знаменует факт осуществления орлятской мечты. Вторая песня — Владимир Ланцберг «Алые паруса». Здесь говорится об одном из самых прекрасных человеческих чувств — о любви, и еще о вере (не о суеверии, а о вере) в чудеса. Наконец, в музыкальную часть Послания ребята включили музыкальную интерпретацию энцефалограммы человеческого мозга, выполненную Егором Киселевым. Предусматривается, что сюда могут быть добавлены и другие мелодии по предложениям участников проекта. Сейчас, когда пишутся эти строки (ноябрь 2000), Послание еще не завершено. Наверное, основные идеи его все же сохранятся и, быть может, будут найдены средства для его передачи в Космос90.Идея использовать музыку и игры в обмене информацией между космическими цивилизациями принадлежит замечательному советскому астрофизику Викторию Фавловичу Шварцману. Он высказал ее в 1975 г. на Зеленчукской школе-семинаре CETI, но опубликовать ее ему удалось много позднее (первая публикация относится к 1983 г., последующая — к 1986 г.91). Обосновывая целесообразность передачи игр, Шварцман отмечал, что правила игр имеют очень небольшую длину в битах, но они несут в себе гигантскую информацию о всех партиях, которые когда-либо были сыграны и которые, вообще, могут быть разыграны. Передавая правила игры, мы как бы сообщаем нашим партнерам ключ ко всем миллиардам партий, а дальше игра сама раскрывает свое богатство в процессе функционирования. Уже само устройство игр (скажем, число клеток шахматного поля порядка 102) позволяет сделать важные выводы о функционировании нашего мозга, а передача нескольких образцов партий, разыгранных между людьми, дает весьма тонкую информацию о том, что представляют собой современные люди. Особый интерес для суждения об особенностях человеческой психики представляют те игры, где наряду с логикой существенную роль играет случай (домино, преферанс и т. п.), или даже такие, где результат, вообще, от логики не зависит (лотерея, рулетка). «В играх, — пишет Шварцман, — находят отражение типичные методы мышления, склонности характеров, ценностные установки и т. п.» Передача произведений искусства, и прежде всего музыки, позволяет сообщить важные сведения о самих себе. Так об устройстве человеческой психики наша музыка или поэзия могут поведать высокоразвитой цивилизации много больше, чем данные нейрофизиологии и нейропсихологии, считает Шварцман. При различии в уровнях цивилизаций важную роль играет многоплановость и многоуровневость произведений искусства. Научное сообщение, как правило, построено на иерархическом принципе. Пропуск той или иной части сообщения — вследствие технических помех или по каким-либо иным причинам, например, из-за лингвистического непонимания текста — затрудняет или даже полностью исключает возможность понимания большинства следующих частей. К произведениям искусства это не относится. Что касается технической стороны передачи музыки внеземным цивилизациям, то, по мнению А. Л. Зайцева92, наилучшим способом ее реализации является использование терменвокса. Этот уникальный музыкальный инструмент был изобретен замечательным ученым и инженером Львом Сергеевичем Терменом в 1918 г. Он представляет собой два идентичных автогенератора — опорный и управляемый плавными движениями руки исполнителя вблизи антенны. Разностная частота генераторов и есть рождаемая мелодия. Таким образом — это единственный в своем роде бесконтактный электромузыкальный инструмент. Терменвокс генерирует узкополосный квазисинусоидальный сигнал с гладкой частотной модуляцией без разрывов фазы при смене частот, что делает его оптимальным для обнаружения и выделения из шумов космоса. Для излучения в космическое пространство по радиоканалу сигнал терменвокса необходимо перенести вверх по частоте в сантиметровый диапазон. Развивая идеи Шварцмана, Зайцев отмечает, что музыка более универсальна и доступна для понимания, чем обычные «логические» языки. Она передает эмоциональные состояния человека, и это есть очень ценная и нестареющая информация о землянах и о нашей цивилизации в целом, она уникальна, как уникально всякое творчество и заведомо неизвестна абоненту. Зайцев предложил подготовить Первый терменвокс-концерт и передать его в космос непосредственно или в записи из Аресибо или Евпатории. Не исключено, что в концерт (если он состоится) будут включены произведения из Детского послания внеземным цивилизациям. 86 Ломберг Дж. Межзвездное послание «Вояджера» / Проблема поиска жизни во Вселенной. — М.: Наука, 1986. С. 242-247. Цит. С. 247.87 Гиндилис Л.М. Внеземные цивилизации: век двадцатый // Общественные науки и современность. 2001. № 1. С. 138-147.88 Сидоров В.М. Возвращение. Сборник стихов. —М.: Сов. писатель, 1980.89 Зайцев А.Л. Радиовещание для внеземных цивилизаций // Информационный бюллетеньSETI. 1999. № 15. С. 31-47.90 Передача послания состоялась в конце августа—начале сентября 2001 г. с помощью мощного передатчика, установленного на 70-метровой антенне П-2500 Национального центра управления и испытания космических средств Украины (бывший Центр дальней космической связи СССР). См.: Гиндилис Л. М. Сигнал отправлен: первое детское радиопослание внеземным цивилациям// Земля и Вселенная. 2002. № 5. С. 82—96.91 Шварцман В.Ф. Поиск внеземных цивилизаций — проблема астрофизики или культуры в целом / Проблема поиска жизни во Вселенной. — М.: Наука, 1986. С. 230-236.92 Зайцев А.Л. Одномерное радиопослание «незрячим» абонентам //Информационный бюллетень SETI. 2001. № 17. С. 2-10. |