3.3. Разум во Вселенной.

Ю.Н. Ефремов 

Вглубь Вселенной. Издание четвертое, существенно переработанное. 

М.: УРСС, 2003. - 264 с.

В книге рассказывается о том, как астрономы исследуют строение окружающего нас мира и к каким выводам они пришли к 2003 году. В первой трети двадцатого века мы поняли, что звездная система Млечного Пути - лишь одна из бесчисленных галактик, населяющих расширяющуюся Вселенную; в средине прошлого века стали известны строение и источники энергии звезд; в конце века начали говорить о множественности вселенных. Астрономия вновь становится лидером естествознания, от ее выводов теперь зависит развитие физики.

Проблеме жизни и разума во Вселенной посвящены глава 18 «Разум во Вселенной» и Заключение к книге под названием «Горизонты познания».

Автор отмечает, что внутри нашего горизонта познания мы не нашли признаков существования иного разума, помимо земного. Проблема бросает вызов современному научному знанию: либо оно существенно не полно, либо мы очень много еще не понимаем в механизме интеллекта, а следовательно, и себя самих. Но если мы одни - это тем более непонятно. По всем оценкам жизнь и разум, подобные земным, должны были зародиться на множестве земноподобных планет у других звезд. По мнению И.С. Шкловского это означает, что, достигнув определенной стадии развития, разум погибает. Однако абсолютной необходимости придерживаться такой пессимистической точки зрения не существует. Автор анализирует внешние космические причины возможной гибели цивилизаций и приходит к выводу, что более вероятной причиной могут быть внутренние факторы развития цивилизаций (см. реф. 3.2.).

Обсуждается вопрос о возможном уровне развития внеземных цивилизаций, обогнавших земную цивилизацию на миллиарды лет. Поскольку не видно предела их развитию, можно полагать, что многие «естественные» явления на самом деле являются результатом (или отходами) деятельности высокоразвитых космических цивилизаций. Автор указывает на некоторые «экзотические» возможности: гамма всплески, как выхлопы фотонных космических кораблей и др. Он обращает внимание на уникальную группу дугообразных звездных комплексов в Большом Магеллановом Облаке. Согласно В.А.Лефевру подобные гигантские дуги могут быть искусственными образованиями. Лефевр отмечает также наличие глубокой аналогии между характеристиками черных дыр и человеческой психической деятельности, в частности, жесткую разграниченость внутреннего и внешнего мира для обоих феноменов. Обращается внимание на идеи Н.С. Кардашева и Г.М. Идлиса о возможности ухода цивилизаций в другие пространственно-временные миры.

Молчание Вселенной возможно объясняется очень узким во времени «окном контакта» (по С. Лему) - порядка 103 лет. Вне этого окна для всех цивилизаций - недозревших и перезревших - характерно молчание. Первые не располагают достаточной для связи мощностью, а вторые используют неизвестные нам каналы.

Автор полагает, что, скорее всего, иной Разум будет обнаружен не путем целенаправленного поиска сигналов, а в процессе обычных астрономических наблюдений, которые, несмотря на впечатляющие успехи астрономии, находятся еще в самом начале.

В заключительной главе автор вновь возвращается и более подробно анализирует вопрос о возможном «горизонте познания». Он высказывает ряд критических замечаний по поводу «богоискательских» настроений современной научной интеллигенции. В  связи  с  проблемой  соотношения между

Творцом и Вселенной, он вновь ставит кардинальный вопрос - можем ли мы распознать природу тех или иных объектов или явлений, если они являются творением далеко обогнавшей нас цивилизации... Автор поддерживает идеи В.А. Лефевра о «новой космологии», в которой «живые организмы» и «цивилизации» - с одной стороны, и феномены «физической картины» мира - с другой, выступали бы как различные проявления единой конструкции. Близкой точки зрения придерживается известный космолог А.Д. Линде: «Не окажется ли при дальнейшем развитии науки, что изучение Вселенной и изучение сознания неразрывно связаны друг с другом и что окончательный прогресс в одной области невозможен без прогресса в другой? После создания единого геометрического описания слабых, сильных, электромагнитных и гравитационных взаимодействий не станет ли следующим важнейшим этапом развитие единого подхода ко всему нашему миру, включая мир человека?».

Излагаются идеи  известного  американского  космолога Э.Харрисона об искусственном создании вселенных. При этом происходит отбор вселенных, наиболее благоприятных для разумной жизни. Эта гипотеза объясняет постижимость нашей Вселенной для нас: она создана существами, чьи мыслительные процессы и понятия принципиально подобны нашим, поскольку мы - их далекие потомки и возможно предки следующих поколений творцов и повелителей вселенных.

Если космические субъекты могут творить новые вселенные, то они и есть воплощение Высшего Разума. Возможно, что на этом пути следует искать и объяснение величайшей загадки человеческого бытия - происхождение морального закона.

Ссылаясь на идеи В.А. Лефевра о космическом субъекте, автор приходит к выводу, что рассматриваемые совместно предположения о том, что Вселенная создана космическими разумными субъектами и что они - по определению - обладают совестью и способны решить вопрос о том, откуда она взялась у нас.

Книга кончается такими вдохновенными и вдохновляющими словами: «Итак, возможно, что и мы научимся когда-нибудь творить вселенные, возможно, что творение и эволюция не исключают друг друга, и мыслимый многими Творец - не внеприродный субъект, а продукт и причина естественной эволюции. Разве причастность к глубоким проблемам человеческого бытия и мироздания не наполняет жизнь высшим смыслом? И эта причастность осуществляется в науке не на уровне умозрительных рассуждений, как в теологии или философии, а как участие в реальной работе, приводящей к возможности экстраполяции теорий, многократно проверенных в физических опытах и астрономических наблюдениях. Как смешны и убоги высказывания о том, что наука чужда «духовности», чужда высшим потребностям человеческой души...

Наука пришла к пониманию того, что мы, Люди, сможем стать когда-нибудь могущественными, как Боги. <...> Мы поклоняемся мечте о том, что в мире, в котором свободное развитие каждого станет неразрывно связано со свободным развитием всех, человеческое научное исследование сможет когда-нибудь взять в свои руки штурвал эволюции...».