Созвездие
Малая Медведица
Ursa Minor


Рисунок из атласа польского астронома Яна Гевелия (1611–1687)

Гравюра Антона Вензама (Антон из Вормса первая половина XVI века)

[...] Вокруг две Медведицы рядом
Связано с ось бегут, за что и прозвали их "Возы".
Головы держат они неизменно у чресел друг друга,
Плечи одной с плечами другой расположены вровень,

В стороны смотрят, однако, противные. Ежели верить,
С Крита они вознеслись по велению великого Зевса
В небо, в награду за то, что оного – в бытность младенцем –
Подле отрогов идейских на благоухающей Дикте
Скрыли в пещере и там в течение года питали;

А между тем отвлекали Куреты диктейские Крона.
Их различая, одну Киносурой наименовали,
Гелика – имя другой. По Гелике мужи ахейцы
В море открытом судов напрвление определяют,
А финикийцы простор бороздят, Киносуре вверяясь.

Верно, что Гелики ясной легко угадать очертанья:
Полностью зрима она тотчас с наступлением ночи;
Но Киносура, хоть и мала, но удобнее кормчим,
Ибо по меньшему кругу она совершает вращенье:
Именно с ней безошибочный путь сверяют сидонцы.

Арат Солийский (315–239 гг. до н.э.). Явления.
перевод А. А. Россиуса

 [...] Ось [мира] неустанно хранят и справа и слева Критянки.
Греки их "Аркты" зовут, "Медведицы" – мы называем
Или "Возы", ибо их очертанья с повозкою сходны –
Три на оглобле звезды и четыре в колесах мерцают.
Если же облик им дашь медведиц, увидишь, как блещут
Очи зверей; у одной голова над косматой спиною

Светит другой, и морды склонив по–звериному книзу,
Движутся вместе они, влекомые сводом небесным.
Если преданья не лгут, вам родина – Критские земли.
Звездным сиянием вас облек повелитель Олимпа,
Спутницам преданным дар воздав за то, что когда–то

Верно его колыбель охраняли, покуда Диктейской
Слуги богини – народ Корибантов – десницею лживой
Били в кимвальную медь, испуганной матери хитрость
Пряча, чтоб мальчика плач не коснулся отцовского слуха.
Так, владыку богов взрастив, Киносура с Геликой,

Вы засияли с небес. Гелика богаче огнями,
Грекам дорогу дает, Киносура ведет финикийцев.
Свет изливает вокруг Гелика. И в час, когда солнце
Скроет пылающий лик в океан, ни одной не заблещет
Небо звездой, пока светочей семь не затеплит Критянка.

Но Киносура верней морякам, бороздящим просторы,
Так как вращается близ надежной оси неизменно,
И никогда ее вид не обманет сидонское судно.

Цезарь Германик (15 г. до н.э.–19 г. н.э.). Явления.
перевод Г. Дашевского

[...] Там где небо поднимается к сияющим Медведицам, с его вершины взирающим на на звездный мир, не знающим захода и почти не меняющим высоты, вращающим небо и звзды, в этом ледяном воздухе начинается бесплотная ось, соединяющая оба полюса. Это та середина, вокруг которой вращается мир летящих сквозь эфир звезд; сама же она, неподвижная, пролегает сквозь пустоту огромного пространства, через пару Медведиц и Землю и держит на себе мировую сферу. Эта ось не состоит из тверди, не обладает тяжестью, достаточной для того, чтобы держать на себе Вселенную. Воздушное пространство пребывает в непрерывном вращении, и каждая часть движется туда, откуда начала свое движение, и то, что находится в середине, вокруг чего все кружится, столь нематериальное, что не может ни повернутся, ни наклониться, ни завращаться, мы называем осью: лишенная движения, она видит все летящим вокруг себя.

Вершина неба занята созвездиями, хорошо известными несчастным морякам, в поисках богатства пересекающим неведомые воды: свет этих звезд указывает им дорогу. Большая Медведица движется по большому кругу; ее отмечают семь равно ярких звезд, ведущих парусники греков. Меньшая, Синосура, описывает меньший круг, уступая большей и в яркости и в величине. Но более верным проводником считают ее в Тиринфе. Финикийцы также больше полагаются на нее, когда пересекают моря в поисках неведомых земель. Медведицы не смотрят в лицо друг другу: одна следует за другой и видит хвост предыдущей. Дракон разделяет и ограждает их, дабы они не встретились и не сошли со своих мест.

[...] Совершая оборот вокруг полюса, Медведицы возвращаются в полете на свой след, никогда не погружаясь в океан, всегда видимые в своем кружении. (Менее яркая Синосура завершает круг первой и вместе с большим Львом и строгим Скорпионом у границы ночи дает силу закону дня.) Рожденные в это время не будут иметь врагов среди диких зверей, животные с радостью подчинятся их воле. Их рука может укротить свирепого Льва, гладить волков, играть с пойманной пантерой; они приручат родственных созвездию медведей и научат их человеческим искусствам, чуждым их природе. Сидя на спине слона, они будут править его движениями, заставляя его совершать тонкую работу, чуждую его огромному весу. Они усмирят ярость тигра, приручат его, сделают мирным, склонят к дружбе прочих хищных зверей Земли; острых нюхом щенков... [лакуна в тексте]

Марк Манилий (I век до н.э.–I век н.э.). Астрономика.
перевод Е. М. Штаерман

Аглаосфен, сочинитель «Истории Наксоса», говорит, что это — Киносура, одна из кормилиц Юпитера, идейская нимфа. По ее имени и город, именуемый Исты, основанный Никостратом и его спутниками, и находящаяся там гавань, и большая часть равнины также получили название Киносура, поскольку она была среди куретов, которые прислуживали Юпитеру. Некоторые, кроме того, уверяют, что нимфы Гелика и Киносура были кормилицами Юпитера, и по этой причине, в качестве награды, они были помещены среди созвездий. Они обе названы Медведицами, которым наши соотечественники дали имя Septentriones [Семь волов].

Большая же Медведица, по мнению многих, имеет сходство с возом, поэтому греки и назвали ее αμαξά. Основанием этого предания было следующее: первые наблюдатели неба, установившие число звезд в каждом созвездии, назвали ее не Медведицей, но Возом, потому что из семи звезд две, казавшиеся одинаковыми и наиболее близко расположенными, принимались за быков, оставшиеся же пять представляли изображение воза. Поэтому ближайшее к нему созвездие они постановили назвать Волопасом, о котором мы подробно расскажем далее. Арат же говорит, что ни по какой иной причине они названы Волопасом и Возом, но потому, что медведица, словно воз, вращается вокруг полюса, именуемого северным, и поэтому говорят, что Волопас погоняет ее. Очевидно, что в этом он весьма заблуждается. Впоследствии, как сообщает Пармениск, некие астрономы установили, что семь звезд входят в группу из двадцати пяти, следовательно, изображение медведицы образуют не семь звезд.

Поэтому и тот, кто следовал за Возом и ранее именовался Волопасом, был назван Арктофилаком [стражем Медведиц], а она во времена Гомера получила имя Медведицы. Ведь он говорит о «семи волах», что это созвездие называется и тем, и другим именем, и Медведицей, и Возом; что касается Волопаса, то он нигде не упоминает, что тот звался Арктофилаком.

Многим также присуще заблуждение относительно того, на каком основании Малая Медведица именуется Финика; почему те, кто наблюдают ее, говорят, что они с большей точностью и безопасностью совершают плавание, и почему, если она надежнее, нежели Большая Медведица, не все направляют путь по этому созвездию. Очевидно, что не все знают сказание, которое послужило причиной возникновения названия Финика. Ведь Фалес, который основательно исследовал небесные явления и первым назвал ее Медведицей, был родом из Финикии, как сообщает Геродот Милетский. Поэтому все обитатели Пелопоннеса прибегают к помощи преждеупомянутой Большой Медведицы, финикийцы же сверяют путь по той, что они получили от своего первооткрывателя. Внимательное наблюдение за ней позволяет им, как они считают, точнее совершать мореплавание, и они справедливо называют ее Финика, по месту происхождения первооткрывателя.

Гай Юлий Гигин (около 20 г. до н.э.). Астрономия.
перевод А.И. Рубана