Рисунок
из атласа польского астронома Яна Гевелия (1611–1687) |
|
|
Гравюра
Антона Вензама (Антон из Вормса первая половина XVI века) |
[...] Вокруг две Медведицы рядом
Связано с ось бегут, за что и прозвали их "Возы".
Головы держат они неизменно у чресел друг друга,
Плечи одной с плечами другой расположены вровень,В стороны смотрят, однако, противные. Ежели верить,
С Крита они вознеслись по велению великого Зевса
В небо, в награду за то, что оного – в бытность младенцем –
Подле отрогов идейских на благоухающей Дикте
Скрыли в пещере и там в течение года питали;А между тем отвлекали Куреты диктейские Крона.
Их различая, одну Киносурой наименовали,
Гелика – имя другой. По Гелике мужи ахейцы
В море открытом судов напрвление определяют,
А финикийцы простор бороздят, Киносуре вверяясь.Верно, что Гелики ясной легко угадать очертанья:
Полностью зрима она тотчас с наступлением ночи;
Но Киносура, хоть и мала, но удобнее кормчим,
Ибо по меньшему кругу она совершает вращенье:
Именно с ней безошибочный путь сверяют сидонцы.Арат Солийский (315–239 гг. до н.э.). Явления.
перевод А. А. Россиуса
Геосид говорит, что это дочь Ликаона. Она
жила в Аркадии, но предпочла вместе с Артемидой охотиться на зверей среди гор,
где и соблазнил ее Зевс. Поначалу ей удавалось скрыть свое положение, но в
конце концов, когда подошла уже пора родов, богиня уличила ее, увидев во время
купания. Разгневавшись Артемида превратила ее в зверя, и так, сделавшись
медведицей, она родила сына, названного Аркадом. Она еще бродила по горам,
когда ее изловили какие–то козопасы и вместе с детенышем отдали Ликаону. По
прошествии некоторого времени вздумалось ей, по незнанию обычая, войти в заповедный
храм Зевса. За ней погнались аркадцы во главе с ее собственным сыном, и уже
близилась, в силу упомянутого обычая, ее гибель, но Зевс, памятуя об их союзе,
восхитил ее и поместил среди созвездий, назвав Медведицей в честь происшедшего
с нею превращения.
Она содержит звезды: на голове семь
тусклых; на обоих ушах по две; на лопатке одну яркую; на груди две; на хребте
одну яркую; на задних голенях по две; на крае ступни две; на конце хвоста три.
Всего двадцать четыре.
Эратосфен Киренский (ок.
284–202 гг. до н.э.). Катастеризмы.
перевод А. А. Россиуса
[...] Ось [мира] неустанно хранят и справа и слева Критянки.
Греки их "Аркты" зовут, "Медведицы" – мы называем
Или "Возы", ибо их очертанья с повозкою сходны –
Три на оглобле звезды и четыре в колесах мерцают.
Если же облик им дашь медведиц, увидишь, как блещут
Очи зверей; у одной голова над косматой спиноюСветит другой, и морды склонив по–звериному книзу,
Движутся вместе они, влекомые сводом небесным.
Если преданья не лгут, вам родина – Критские земли.
Звездным сиянием вас облек повелитель Олимпа,
Спутницам преданным дар воздав за то, что когда–тоВерно его колыбель охраняли, покуда Диктейской
Слуги богини – народ Корибантов – десницею лживой
Били в кимвальную медь, испуганной матери хитрость
Пряча, чтоб мальчика плач не коснулся отцовского слуха.
Так, владыку богов взрастив, Киносура с Геликой,Вы засияли с небес. Гелика богаче огнями,
Грекам дорогу дает, Киносура ведет финикийцев.
Свет изливает вокруг Гелика. И в час, когда солнце
Скроет пылающий лик в океан, ни одной не заблещет
Небо звездой, пока светочей семь не затеплит Критянка.Но Киносура верней морякам, бороздящим просторы,
Так как вращается близ надежной оси неизменно,
И никогда ее вид не обманет сидонское судно.Цезарь Германик (15 г. до н.э.–19 г. н.э.). Явления.
перевод Г. Дашевского
[...]
Там где небо поднимается к сияющим Медведицам, с его вершины взирающим на на
звездный мир, не знающим захода и почти не меняющим высоты, вращающим небо и
звзды, в этом ледяном воздухе начинается бесплотная ось, соединяющая оба
полюса. Это та середина, вокруг которой вращается мир летящих сквозь эфир
звезд; сама же она, неподвижная, пролегает сквозь пустоту огромного
пространства, через пару Медведиц и Землю и держит на себе мировую сферу. Эта
ось не состоит из тверди, не обладает тяжестью, достаточной для того, чтобы
держать на себе Вселенную. Воздушное пространство пребывает в непрерывном
вращении, и каждая часть движется туда, откуда начала свое движение, и то, что
находится в середине, вокруг чего все кружится, столь нематериальное, что не
может ни повернутся, ни наклониться, ни завращаться, мы называем осью: лишенная
движения, она видит все летящим вокруг себя.
Вершина
неба занята созвездиями, хорошо известными несчастным морякам, в поисках
богатства пересекающим неведомые воды: свет этих звезд указывает им дорогу.
Большая Медведица движется по большому кругу; ее отмечают семь равно ярких
звезд, ведущих парусники греков. Меньшая, Синосура, описывает меньший круг,
уступая большей и в яркости и в величине. Но более верным проводником считают
ее в Тиринфе. Финикийцы также больше полагаются на нее, когда пересекают моря в
поисках неведомых земель. Медведицы не смотрят в лицо друг другу: одна следует
за другой и видит хвост предыдущей. Дракон разделяет и ограждает их, дабы они
не встретились и не сошли со своих мест.
[...]
Совершая оборот вокруг полюса, Медведицы возвращаются в полете на свой след,
никогда не погружаясь в океан, всегда видимые в своем кружении. (Менее яркая
Синосура завершает круг первой и вместе с большим Львом и строгим Скорпионом у
границы ночи дает силу закону дня.) Рожденные в это время не будут иметь врагов
среди диких зверей, животные с радостью подчинятся их воле. Их рука может
укротить свирепого Льва, гладить волков, играть с пойманной пантерой; они
приручат родственных созвездию медведей и научат их человеческим искусствам,
чуждым их природе. Сидя на спине слона, они будут править его движениями,
заставляя его совершать тонкую работу, чуждую его огромному весу. Они усмирят
ярость тигра, приручат его, сделают мирным, склонят к дружбе прочих хищных
зверей Земли; острых нюхом щенков... [лакуна в тексте]
Марк Манилий (I век до
н.э.–I век н.э.). Астрономика.
перевод Е. М. Штаерман
Итак, мы
начинаем свой рассказ, как мы сказали выше, с Большой Медведицы. Это, согласно
Гесиоду, — Каллисто, дочь Ликаона, который царствовал в Аркадии. Влекомая
страстью к охоте, она последовала за Дианой, которая ее весьма возлюбила за
сходство характеров. Спустя время Каллисто соблазнил Юпитер, и та не осмелилась
рассказать Диане о случившемся. Но она не могла долго скрывать свое положение,
так как выросший живот уже тяготил ее, и когда она незадолго до родов освежала
в реке утомленное упражнениями тело, Диана увидела, что она не сохранила
девственность. Богиня наложила на нее, соответственно тяжести преступления,
нелегкое наказание. Лишив ее девичьей внешности, она превратила ее в медведицу
(по-гречески Медведица зовется arktwV). Будучи в
этом обличье, Каллисто родила Аркада.
По
свидетельству же комического поэта Амфия, Юпитер принял облик Дианы и
сопровождал деву словно для того, чтобы прислуживать ей на охоте, и как только
спутники выпустили их из виду, он сошелся с нею против ее воли. Когда Диана
спросила ее, почему у нее вырос столь большой живот, Каллисто ответила, что
произошло это по ее, Дианы, вине. За такой ответ Диана наградила ее
вышеупомянутой наружностью. Когда она блуждала по лесу в зверином обличье, ее
поймали некие этолийцы, привели в Аркадию и подарили вместе с сыном Ликаону.
Говорят, что она, не зная тамошних обычаев, бросилась в святилище Юпитера
Ликейского. Ее сын сразу же последовал за нею, и когда погнавшиеся за ними
аркадцы попытались их убить, Юпитер, помня о содеянном, вознес Каллисто вместе
с сыном на небо и поместил среди созвездий. Он назвал ее Медведицей, сына же —
Арктофилаком, подробный рассказ о котором впереди.
Некоторые также
говорят, что, когда Юпитер сошелся с Каллисто против ее желания, разгневанная
Юнона превратила ее в медведицу. Она встретилась во время охоты Диане, и была
ею убита, а затем, будучи узнана, помещена среди небесных светил.
Другие же
рассказывают так: когда Юпитер преследовал в лесу Каллисто, Юнона, догадавшись
о том, что произошло, попыталась застать его на месте преступления. Юпитер же, чтобы
легче скрыть свою вину, превратил Каллисто в медведицу и покинул ее, и Юнона
обнаружила в том месте вместо девы медведицу. Она указала на нее Диане, которая
в то время охотилась, и та ее убила. Чтобы не было сомнений в том, что он
печалится о содеянном, Юпитер поместил на небосводе изображение медведицы,
образовав звездами ее фигуру.
Это созвездие,
по общему мнению, не заходит. Те, которые хотят дать этому какое-либо
объяснение, утверждают, что Тефия, супруга Океана, не принимает его, когда
прочие светила достигают заката, потому что Тефия была кормилицей Юноны, на
ложе которой Каллисто была любовницей.
Арефий же,
мифограф из Тегеи, говорит, что ее звали не Каллисто, а Мегисто, и что она была
дочерью не Ликаона, а Кефея, и, таким образом, внучкой Ликаона. Кроме того,
именно Кефея он называет Коленопреклоненным. Остальные сказания сходны с
вышеизложенными. Все это, как указывают, произошло на аркадской горе Нонакрис.
Гай Юлий Гигин (около 20
г. до н.э.). Астрономия.
перевод А.И. Рубана