Рисунок
из атласа польского астронома Яна Гевелия (1611–1687) |
|
|
Гравюра
Антона Вензама (Антон из Вормса первая половина XVI века) |
[...] Возле нее [Андромеды] в вышине обращается Конь исполинский,
Чревом примкнув к голове: одно и то же светило
Пуп освещает Коня и вершину главы Андромеды.
Три другие звезды у Коня на боках и загривке
Между собой отмечают тождественные промежутки.
И велики и прекрасны они: по сравнению с ними
Бледны его голова и долгая шея, однако
Первенство всех четырех, упомянутых выше, оспорить
Может звезда на краю пламенеющего подбородка.
В небе священный скакун не четвероногим остался:
Лишь половина его, начиная с пупа различима.
Именно он, говорят, на вершине крутой Геликона
Некогда путь отворил животворной воде Гиппокрены.
Ибо источник не бил из главы Геликона, доколе
Конь не ударил ее - и брызнула ясная влагаИз-под передних копыт. Пастухи же, свидетели чуда,
Первыми воду сию Гиппокреной наименовали.
Этот родник бежит из скалы, и вдали от феспийцев
Ты не увидишь его, но Конь во владениях Зевса
Круговращенье вершит, для всякого взора доступный.
Арат Солийский (315–239 гг. до н.э.). Явления.
перевод А. А. Россиуса
[...] Над Андромеды главой скакун нависает крылатый.
Та же звезда, что горит на темени у Андромеды,
Светит под чревом Коня. Лопатки и бок своим блескомТри отмечают звезды. Меж ними равны расстоянья.
Мрачно светит глава и лишенная яркости грива.
Там, где с конских удил изобильная падает пена,
Блещет звезда, и главу затмевая, и шею крутую,
Звездам подобная трем, отмечающим бок и лопатки.Но из отдельных частей не слагается облик единый:
Спереди конь предстает, с середины сокрыто от взгляда
Тело его - потому возникает диковинный образ.
Он - порожденье Горгоны. Еще с Пиерийской вершины
Вниз не струился поток той порой, как из недр ГеликонаМощным ударом копыт извел он мусийские струи.
Это воде родника названье дало - Гиппокреной
Стали зваться ключи. А Пегас, превращенный в созвездье,
Крылья расправил свои и в небе высоком ликует.Цезарь Германик (15 г. до н.э.–19 г. н.э.). Явления.
перевод Г. Дашевского
От
него видима только передняя часть вплоть до пупа.
Арат
пишет, что конь, ударом копыта отворивший путь источнику на Геликоне, оттого и
называемому Гиппокреной.
Иногда
считается, что это Пегас, взлетевший к созвездиям после падения Беллерофонта,
однако то факт, что у него нет крыльев, лишает, согласно некоторым толкованиям,
это предположение убедительности.
Еврипид
рассказывает, что это Меланиппа, дочь Хирона. Ее вероломно соблазнил Эол, и
она, видя, что живот ее начал расти, скрылась в горах. В самый час родов туда
пришел разыскивающий ее отец, и она, застигнутая врасплох, стала молить о
превращении, лишь бы не быть узнанной. Так она превратилась в кобылицу, и
Артемида, отдавая должное ее и отцовскому благочестию, поместила Меланиппу
среди созвездий -
там, откуда ее не видно Кентавру (так как он, считается, и есть Хирон). Задняя
часть ее не различима, чтобы нельзя было распознать, что это женщина.
Она
содержит звезды: на ноздрях две тусклые; на голове одну; на щеке одну; на обоих
ушах по одной тусклой; на шее четыре, из которых ярче всех та, что ближе к
голове; на плече одну; на груди одну; на хребте одну; на пупе одну яркую, самую
крайнюю из ее звезд; на передних ногах коленах две; на обоих копытах по одной.
Эратосфен из Кирены (ок.
284 г. до н.э.– 202 г. до н.э.). Катастеризмы.
перевод А. А. Россиуса
Арат и многие
другие говорят, что это - Пегас, порожденье Нептуна и
Горгоны Медузы, который на горе Геликон в Беотии ударил копытом о скалу и
отверз источник, названный по его имени Иппокреной. Другие рассказывают, что в
то время, когда Беллерофонт прибыл к аргосскому царю Прету, сыну Абанта,
царская жена Антия воспылала к нему страстью и потребовала от него утолить ее
неразумное хотение, обещая ему за то мужнино царство. Будучи отвергнута и
страшась, как бы он не обвинил ее перед царем, она, опережая его, жалуется
Прету, что Беллерофонт-де хотел сойтись с ней против ее желания. Прет, которому
Беллерофонт пришелся по душе, не пожелал сам казнить его, но, зная, что у него
есть конь, послал его к Иобату, отцу Антии, - многие называют ее Стенобеей, - чтобы он,
защищая честь своей дочери, послал Беллерофонта против Химеры, которая в то
время опустошала нивы ликийцев, сжигая их огнем. Беллерофонт вышел из испытания
победителем, но после того как он, отворив источник, устремился взлететь на
небо и был уже близко к цели, он посмотрел на землю, от страха упал вниз и
тогда, говорят, убился. Конь же продолжил полет ввысь, и Юпитер, считают,
поместил его среди созвездий. Другие рассказывают, что Антия вовсе не оговорила
его, но что он сам, избегая докучливых просьб о том, чего он не хотел исполнить,
или чтобы не поддаться на ее уговоры, удалился из Аргоса.
Еврипид же
рассказывает в «Меланиппе», что Гиппа, дочь кентавра Хирона, звалась прежде
Фетидой. Она росла на горе Пелион и со всей страстью предавалась охоте. Однажды
сын Эллина Эол, внук Юпитера, соблазнил ее, и она зачала. Когда приблизилось
время родов, она скрылась в лесу, чтобы ее отец, уверенный в ее непорочности,
не стал свидетелем рождения внука. Поэтому, когда отец искал ее, она, говорят,
обратилась к могуществу богов, чтобы ее родитель не застал ее во время родов.
После рождения сына она превратилась в кобылицу и, по воле богов, была помещена
среди звезд.
Некоторые
рассказывают, что она была пророчицей, но поскольку она имела обыкновение
разглашать людям замыслы богов, они превратили ее в кобылицу. Каллимах же
говорит, что она перестала охотиться и почитать Диану, и за это Диана наделила
ее вышеупомянутой наружностью. Говорят также, что по этой причине она находится
вне поля зрения Кентавра, которого некоторые называют Хироном, и что
она различима только наполовину, чтобы нельзя было распознать в ней женщину.
Гай Юлий Гигин (около 20
г. до н.э.). Астрономия.
перевод А.И. Рубана