Рисунок
из атласа польского астронома Яна Гевелия (1611–1687) |
|
|
Гравюра
Антона Вензама (Антон из Вормса
первая половина XVI века) |
[…] Там, где восход и заход одного касаются круга.
Волн океанских страшась коснуться, Медведицы обе
Издавна ось сторожат, незакатным блистая сияньем.
Образ мужа близ них, истомленного тяжким страданьем.
Имя неведомо нам, ни скорбных страданий причина.
Вот, на правое встав колено, молитвенным жестом
Руки воздел высоко, к богам простирая ладони.
Левой стопою главу попирает ужасного Змея.
Круто вздымается тело усталого мужа, а ниже
Ясно священным огнем горит Ариадны Корона:
Почестью этою Вакх наградил ее в память о браке.
Подле спины блистает Венец. Где ж темя вздымает
Жалкий обличием муж, преклонивший устало колена.
Цезарь Германик (15 г. до н.э.–19 г. н.э.). Явления.
перевод Г. Дашевского
Эратосфен говорит, что это –
Геркулес, помещенный поверх того Дракона, о котором мы уже рассказали, и что он
изготовился словно для сражения, держа в левой руке львиную шкуру, а в правой
сжимая палицу. Он силится убить Дракона, стража Гесперид, который никогда не
спал и не смыкал своих глаз, чем и объясняется его назначение стражем. Об этом
рассказывает также Паниасид в «Гераклее».
Юпитер, дивясь их единоборству, поместил обоих среди созвездий. У Дракона
поднята голова, Геркулес же, опустившись на правое колено, левой ногой
старается попрать правую часть его головы. Правую руку он поднял словно для
удара, левую, с львиной шкурой, вытянул вперед, – таким, словно в разгар
сражения, он представляется взору. Хотя Арат говорит, что никто не
может подтвердить, что это – именно он, мы, тем не менее, попытаемся
привести надлежащие доводы.
Арефий же, как мы
сказали ранее, говорит, что это – Кефей, сын Ликаона
и отец Мегисто. Он представляется взору так, словно
он оплакивает дочь, превращенную в медведицу, опустившись на одно колено и
простирая к небу раскинутые руки, прося вернуть ему дочь. Гегесианакт
же говорит, что это – Тезей, который предстает взору так, словно он
поднимает скалу в Трезене. Согласно преданию, под эту
скалу Эгей положил эллопийский меч и наказал Эфре, матери Тезея, не посылать его в Афины до тех пор,
пока он собственноручно не поднимет камень и не принесет меч отцу. Поэтому
представляется, что он прикладывает все свои силы, чтобы как можно выше поднять
скалу. По этой причине некоторые также говорят, что Лира, которая находится на
очень близком расстоянии от этого созвездия, принадлежит Тезею, ведь он был
сведущ во всяких видах искусств и умел, помимо всего прочего, играть на лире.
Об этом же говорит и Анакреонт:
Сын же Эгея, Тезей, в небе от Лиры
вблизи.
Одни утверждают, что это – Тамирис, ослепленный Музами и,
словно в мольбе, опустившийся на колени. Другие говорят, что это – Орфей,
убитый фракийскими женщинами за то, что он стал свидетелем мистерий Отца-Либера; Эсхил же в трагедии «Прометей прикованный»
говорит, что это – Геркулес, сражающийся с лигурийцами,
а не с драконом. Он рассказывает, что в то время, когда Геркулес уводил коров Гериона, его путь пролегал по владениям лигурийцев.
Они попытались отнять у него скот, и он, вступив с ними в схватку, многих из
них пронзил стрелами. Но, после того как у него кончились стрелы, Геркулес,
утомленный наседавшими во множестве варварами и не
имея оружия, опустился на колени, получив уже множество ран. Юпитер же сжалился
над сыном и нагромоздил вокруг него кучу булыжных камней, которыми Геркулес
оборонился и обратил врагов в бегство. Поэтому Юпитер поместил его среди
созвездий в позе ведущего сражение.
Некоторые говорят также, что это –
Иксион, руки которого скованы потому, что
он замыслил учинить насилие над Юноной. По мнению других, это – Прометей,
прикованный к горе на Кавказе.
Гай Юлий Гигин (около 20
г. до н.э.). Астрономия.
перевод А.И. Рубана