Рисунок
из атласа польского астронома Яна Гевелия (1611–1687) |
|
|
Гравюра
Антона Вензама (Антон из Вормса первая половина XVI века) |
Там же [под Пегасом] стремительный путь Овна пролегает. Гонимый
Вдоль поднебесных кругов протяженнейших, он быстротою
Даже самой Киносуре-Медведице не уступает.
Сам по себе он едва различим и звездами беден,
Если смотреть при Луне; но поможет тебе АндромедыПояс его отыскать: он прямо под ней расположен.
Свод необъятный небес Овен посреди попирает,
Там, где вершина Клешней и ремень Ориона восходят.
Арат Солийский (315–239 гг. до н.э.). Явления.
перевод А. А. Россиуса
Движется дальше Овен [Пегаса], и он, небеса пробегая Наидлиннейшим путем, замыкает не позже Гелики
Круг обращенья. Она столь же медленно ось огибает
В перемещенье своем, сколь он быстро по небу несется,
Рогом коснуться столбов поворотных вселенной стараясь.
Облик не светел его, и звезды, из коих составлен,При восхожденье Луны сохранить неспособны сиянье.
Рядом находится он с Андромединым поясом, ярко
Блещущим в небе. Овен середину вселенной проходит,
Равный сияньем Весам и перевязи Ориона.
Можно найти божество и по ближнему звездному знаку,Дельтотон отыскав […],
Близко отсюда — Овен.
Цезарь Германик (15 г. до н.э.–19 г. н.э.). Явления.
перевод Г. Дашевского
Это
тот баран, который перенес через море Фрикса и Геллу. Был он бессмертен, а
детям его дала их мать Нефела. Как утверждают Гесиод и Ферекид, у него была
золотая шкура. Перенося детей через самое тесное место моря, названное
впоследствии по имени Геллы Геллеспонтом, он уронил ее и сам потерял рог; но
Посейдон спас Геллу и, сойдясь с нею, породил сына по имени Пеон. А Фрикса Овен
через Евксинский понт доставил Эету, которому в память о случившемся отдал
снятую с себя золотую шкуру. Сам же Овен отошел к созвездиям, где он видится
тусклым.
Он
содержит звезды: на голове одну; на ноздрях три; не шее две; на конце передней
ноги одну яркую; на хребте четыре; на хвосте одну; под животом три; на бедре
одну; на конце задней ноги одну. Всего семнадцать.
Эратосфен из Кирены.
(ок.284 г. до н.э.–202 г. до н.э.). Катастеризмы.
перевод А. А. Россиуса
Считают, что
это – тот овен, который, согласно легенде, перенес Фрикса и Геллу через
Геллеспонт. Гесиод и Ферекид сообщают, что у него была золотая шкура, но об
этом мы подробно расскажем в другом месте. Многие говорят, что Гелла упала в
Геллеспонт и, сойдясь с Нептуном, родила Пеона, или, по словам некоторых,
Эдона. Что касается Фрикса, то он невредимо прибыл к Ээту, принес овна в жертву
Юпитеру и прибил его руно в храме. Изображение же самого овна, помещенное среди
созвездий Нефелой, отмечает то время года, когда сеют зерно, то зерно, что
раньше Ино сеяла изжаренным, – это и послужило главной причиной бегства.
Эратосфен говорит, что овен сам снял с себя золотую шкуру, отдал в память о
случившемся Фриксу и по своей воле вознесся на небосвод: вот почему, как мы
сказали выше, он представляется взору тусклым.
Некоторые
говорят, что Фрикс родился в городе Орхомене, в Беотии, по словам же других он
появился на свет в Салоне, в Фессалии. Одни говорят, что Кретей, Афамант и
многие другие были сыновьями Эола; некоторые уверяют также, что сыном Афаманта
был Салмоней, внук Эола. У Кретея была жена Демодика, которую другие
называют Биадика. Уязвленная красотой Фрикса, сына Афаманта, она воспылала к
нему страстью, но не могла добиться, чтобы он уступил ее неразумному хотению.
Поэтому необходимость вынудила ее обвинить Фрикса перед Кретеем в том, что
он-де едва не сошелся с нею против ее воли, и присочинила вдобавок много
такого, что в обычае у женщин. Кретей, разгневанный случившимся, как и подобает
любящему супругу и царю, убедил Афаманта предать сына смерти. Но тут вмешалась
Нефела и, унеся Фрикса и его сестру Геллу, посадила на овна и приказала бежать
как можно дальше за Геллеспонт. Гелла упала в воду и тем уплатила долг природе,
и ее именем был назван Геллеспонт. Фрикс прибыл в Колхиду и, как мы сказали
раньше, заколов овна, прибил золотое руно в храме. Самого же его Меркурий
привел обратно к Афаманту, и он доказал своему отцу, что он, оставаясь
невиновным, принужден был бежать.
Гермипп же
рассказывает, что в те времена, когда Либер завоевывал Африку, он прибыл с
войском в ту землю, которая, будучи вся покрыта песком, называлась Аммоды. Там
он оказался в величайшей опасности: необходимо было продолжать путь, вдобавок
его положение усугублялось тем, что в этом месте не было ни капли воды. Это
привело к тому, что войском овладело великое уныние, и когда воины размышляли о
том, как быть дальше, к ним вдруг приблизился одиноко блуждавший овен. Заметив
их, он нашел спасение в бегстве. Хотя заметившие его воины страдали от песка и,
изнуренные жарой, едва могли идти вперед, тем не менее, они, словно доставая
добычу из огня, бросились за овном и преследовали его вплоть до того места,
которое впоследствии получило свое название по построенному там храму Юпитера
Аммона. Придя туда, они нигде не могли отыскать того овна, которого они
преследовали. Но зато, – а это было их величайшим желанием, – они
обнаружили в том месте изобилие воды, восстановили силы и поспешили сообщить о
находке Либеру. Возрадовавшись, он привел в те земли войско и построил там храм
Юпитера Аммона, установив в нем статую с бараньими рогами. Овна Либер поместил
среди созвездий таким образом, чтобы Солнце, пребывая в этом знаке, возрождало силы
всякого творения, что и происходит весной, и сделал это именно по той причине,
что бегство овна возродило его войско. Кроме того, он пожелал, чтобы Овен,
послуживший наилучшим проводником для его войска, и среди двенадцати знаков
стал первым.
Но Лев, который
написал «Историю Египта», рассказывает о статуе Аммона следующее: когда Либер
правил Египтом и почитался людьми как зачинатель всякого ремесла, из Африки
прибыл некий Аммон и пригнал Либеру множество скота, чтобы тем самым легко
снискать его милость и хоть в каком-либо деле прослыть первооткрывателем.
Считают, что за эту услугу Либер подарил ему землю, что находится напротив
египетских Фив. Поэтому ваятели Аммоновых статуй изображают его с рогатой
головой, дабы люди помнили, что он первым познакомил их со скотоводством. Те
же, которые хотят вменить Либеру заслугу этого деяния, которое он совершил по
своей воле, без вмешательства Аммона, с рогами ваяли статуи Либера, и Овен,
говорят, помещен среди созвездий в память о том событии.
Гай Юлий Гигин (около 20
г. до н.э.). Астрономия.
перевод А.И. Рубана