Бодлер Ш. "Часы" (стихотворение в прозе) Китайцы узнают время по глазам кошек. Однажды некий миссионер, прогуливаясь в окрестностях Нанкина, обнаружил, что позабыл свои часы, и спросил у встречного мальчишки, который час. Вначале юный житель Небесной империи растерялся, но затем сообразил что-то и ответил: "Я вам сейчас скажу." Несколько мгновений спустя он появился снова, с огромным котом на руках, и, заглянув тому, как говорится, в самые глаза, без колебаний заявил: "Сейчас около полудня." Это было верно. Когда же я склоняюсь к прекрасной Фелине, чье имя так подходит ей, которая одновременно - краса своего пола, гордость моего сердца и бальзам для моей души, будь то ночью или днем, при ярком свете или в густой тени, в глубине ее восхитительных глаз я всегда ясно вижу час, всегда один и тот же, неизмеримый, торжественный, всеобъемлющий, как пространство, не разделенный на минуты и секунды, час, не отмеченный ни одним часовым механизмом, и вместе с тем легкий, как вздох, быстрый, словно взмах ресниц. И если бы какой-нибудь надоеда пришел беспокоить меня в то время, когда мой взгляд отдыхает на этом чудесном циферблате, если бы какой-нибудь бесцеремонный Гений, какой-нибудь непрошенный демон появился и спросил у меня: "Что рассматриваешь ты столь пристально? Что ищешь ты в глазах этого существа? Видишь ли ты в них час, о смертный, расточительный и праздный?", - я ответил бы не колеблясь: "Да, я вижу в них час; этот час - Вечность!" Не правда ли, мадам, вот мадригал, достойный вас и столь же напыщенный, как и вы сами? И поистине, я получил столько удовольствия, сочиняя эту претенциозную любезность, что даже не прошу у вас ничего взамен. Лосев А. Ф. "Античная философия истории" Обычное слово для обозначения времени у Гомера - "День"... Chronos встречается только дважды в "Иллиаде" и пять раз в "Одиссее". Горобова А. Л. "По дорогам Египта" Может быть, время так же сложено из пластов, как толща земной коры? Грин А. "Бегущая по волнам" Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты? Между тем время проходит, и мы плывем мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня. Грейвс Р. "Мифы Древней Греции" Позднее греки стали толковать имя Крон как Chronos - "отец-время" с его неумолимым серпом. Арцыбашев М. П. "У последней черты" Да, все они существуют, живут, страдают, радуются... Они - живые! Что это значит - живые?.. Они думают, что видят солнце, ощущают его светлую благодать, думают, что мыслят, любят друг друга, делают множество больших и малых дел... Но все это потому, что их заключили во время, и вне его они не могут мыслить и чувствовать. Они не принимают вечности, которая есть пустота и мрак... Время это только биение их сердца... заставь замолчать сердце, и время исчезнет, наступит вечность, а с нею абсолютная пустота. Если времени не будет - и ничего не будет!..» Белый А. "Серебряный голубь" ...жалко задребезжал вальс "Невозвратное время"... Ведь время это - не более как вчерашний день; еще он думал вчера - тайна его раскрывается в Кате, в ее любви и ее поцелуях: новый она его путь и столб нерушимый истинной жизни. Но почему же и это вчера - время уже невозвратное: от того ли, что тайный взгляд рябой бабы исполнил неистовством его душу?.. Зайцев Б. К. "Голубая звезда"
- Я очень хорошо понимаю вечность, которая глотает всех нас, как букашек... как букашек. Но вечность есть для меня и любовь, в одно и то же время. Или, вернее, - любовь есть вечность... Зайцев Б. К. "Жуковский" - Подождите, Елизавета, подойдите... Позвольте подарить вам эти часы. Но часы обозначают время, а время есть жизнь. С этими часами я предлагаю вам всю свою жизнь. Толстой Л. Н. "Война и мир", Эпилог
Разум говорит: 1) Пространство со всеми формами, которые дает ему видимость его - материя, - бесконечно и не может быть мыслимо иначе. 2) Время есть бесконечное движение без одного момента покоя, и оно не может быть мыслимо иначе. 3) Связь причин и последствий не имеет начал и не может иметь конца.
Толстой Л. Н. "Детство" гл. XV Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни? Андреев Л. Н. "Жизнь Василия Фивейского" И снова заходил, и снова отпала бессильная челюсть. И так ходил он медленно, как само время, а на постели сидела бледная женщина, замирающая от страха, и медленно, как время, двигались ее глаза и следили. И надвигалось что-то огромное. Вот пришло оно и стало и охватило их пустым и всеобъемлющим взглядом - огромное, как пустота, страшное, как вечное молчание. Андреев Даниил "Роза мира"
С полным правом и основанием такой упрёк может быть брошен не религии, а, увы, науке. Как раз именно система взглядов, которая не выглядывает ни вправо, ни влево за пределы того, что очерчивается современным научным знанием, не способна дать ответа на самые коренные, самые элементарные вопросы. – Существует ли Первопричина, Творец, Бог? Неизвестно. – Существует ли душа или что-либо подобное ей, и бессмертна ли она? Этого наука не знает. – Что такое время, пространство, материя, энергия? Об этом мнения резко расходятся. – Вечен ли и бесконечен мир или, напротив, ограничен во времени и в пространстве? Материала для твёрдого ответа на эти вопросы у науки не имеется.
Куприн А. И. "Осенние цветы"
Помните ли вы это, дорогой мой?
Что касается меня, я помню каждую мелочь и болею этим.
Ведь это все мое, оно живет во мне и будет жить всегда, до самой смерти.
Я никогда, если бы даже хотела, не в силах отделаться от него...
Понимаете ли - никогда; а между тем его на самом деле нет, и я терзаюсь сознанием,
что не могу еще раз по-настоящему пережить и перечувствовать его.
Бог или природа, - я уж не знаю кто,
- дав человеку почти божеский ум,
выдумали в то же время для него две мучительные ловушки: неизвестность будущего и незабвенность, невозвратность прошедшего...
Куприн А. И. "Олеся" Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня... Дюма А. "Кавказ"
Говоря о петухе, то он, так же, как и козел, полезен и в материальном и в поэтическом отношениях. Материальное назначение
его состоит в том, чтобы возвещать время. Донской или линейный казак редко имеет карманные часы и еще реже настенные.
Мы были свидетелями радости всего казачьего поста, когда
петух, потерявший было голос, снова начал петь. Казаки собрались на совет и стали обсуждать причины этого события. Более
смышленый из них сказал: «Может быть, он перестал петь потому, что скучает без кур?»
На другой день, на рассвете, все казаки отправились искать кур, и мародеры принесли трех. Не успели спустить кур на землю, как
петух запел. Это доказывает, что не всегда нужно торопиться рубить голову петуху, если он перестал петь...
Цветаева М. И. "Открытие музея" Мнится, что сегодня вся старость России притекла сюда на поклон вечной юности Греции. Живой урок истории и философии: вот что время делает с людьми, вот что - с богами. Вот что время делает с человеком, вот что (взгляд на статуи) - с человеком делает искусство. И, последний урок: вот что время делает с человеком, вот что человек делает со временем. Но я об этом, по молодости лет, не думаю, я только чувствую жуть. Пушкин А.С."История села Горюхина" Мысль о золотом веке сродна всем народам и доказывает только, что люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения Мельников-Печерский П. И. "На горах"
Время-то,
подумаешь, как летит, Герасим Силыч. Давно ли, кажется, Пасха была, давно
ли у меня пьяницы работные избы спалили, и вот уже и Макарьевская на дворе.
И не видишь, как время идет месяц за месяцем, года за годами, только
успевай считать. Не успеешь оглянуться, ан и век прожил. И отчего это,
Герасим Силыч, чем дольше человек живет, тем время ему короче кажется?
Бывало, маленьким как был, зима-то тянется, тянется, и конца, кажись, ей
нет, а теперь, только что выпал снег, оглянуться не успеешь, ан и
Рождество, а там и масленица и святая с весной. Чудное, право, дело! Мигель де Сервантес Сааведра "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" Лишь бы сеньора Дульсинея была жива-здорова, а уж мы тут как-нибудь приспособимся и потерпим, будем себе искать приключений, а все остальное предоставим течению времени: время - лучший врач, оно более опасные болезни излечивает, а уж про эту и говорить не приходится.(Ч. 2 Гл. XI) Дон Кихот был не весьма доволен прорицаниями обезьянки, ибо держался того мнения, что обезьяне не подобает угадывать ни будущее, ни прошедшее.. Будущее покажет, Санчо, - возразил Дон кихот, - всеразоблачающее время ничего не оставляет под спудом - все вытаскивает на солнышко, даже из недр земли. (Ч. 2 Гл. XXV) Уальд О. "Идеальный муж"
Сэр Роберт Чилтерн (понизив голос). Я дам вам денег - любую сумму,
какую вы назначите. Уальд О. "Портрет Дориана Грея"
Да, мистер Грей, боги
к вам милостивы. Но боги скоро отнимают то, что дают.. У вас впереди не
много лет для жизни настоящей, полной и прекрасной. Минет молодость, а с нею
красота -- и вот вам вдруг станет ясно, что время побед прошло, или придется
довольствоваться победами столь жалкими, что в сравнении с прошлым они вам
будут казаться горше поражений. Каждый уходящий месяц приближает вас к этому
тяжкому будущему. Время ревниво, оно покушается на лилии и розы, которыми
одарили вас боги. Щеки ваши пожелтеют и ввалятся, глаза потускнеют. Вы
будете страдать ужасно... Так пользуйтесь же своей молодостью, пока она не
ушла. Не тратьте понапрасну золотые дни, слушая нудных святош, не пытайтесь
исправлять то, что неисправимо, не отдавайте свою жизнь невеждам, пошлякам и
ничтожествам, следуя ложным идеям и нездоровым стремлениям нашей эпохи.
Живите! Живите той чудесной жизнью, что скрыта в вас. Ничего не упускайте,
вечно ищите все новых ощущений! Ничего не бойтесь! Новый гедонизм -- вот что
нужно нашему поколению. И вы могли бы стать его зримым символом. Для такого,
как вы, нет ничего невозможного. На короткое время мир принадлежит вам...
Не говорите больше об этом. Что было, то было. Что прошло, то уже
прошлое.
Пусть лицо портрета под своим пурпурным саваном становится скотски
тупым, жестоким и порочным. Что за беда? Ведь никто этого не увидит. Да и
сам он не будет этого видеть. К чему наблюдать отвратительное разложение
своей души? Он сохранит молодость -- и этого довольно.
Позднее Дориан заинтересовался вышивками и гобеленами, заменившими
фрески в прохладных жилищах народов Северной Европы. Углубившись в их
изучение, -- а Дориан обладал удивительной способностью уходить целиком в
то, чем занимался, -- он чуть не с горестью замечал, как разрушает Время все
прекрасное и неповторимое.
Дориан осмотрелся и увидел нож, которым он убил Бэзила Холлуорда. Он не
раз чистил этот нож, и на нем не осталось ни пятнышка, он так и сверкал.
Этот нож убил художника -- так пусть же он сейчас убьет и его творение, и
все, что с ним связано. Он убьет прошлое, и, когда прошлое умрет, Дориан
Грей будет свободен! Он покончит со сверхъестественной жизнью души в
портрете, и когда прекратятся эти зловещие предостережения, он вновь обретет
покой. Гайто Газданов "Ночные дороги" Было несколько редких секунд в моей жизни, когда я испытывал почти физическое ощущение, которое я не мог сравнить или смешать с другим и которое я не мог бы назвать иначе, как ощущением уходящего - сейчас, сию минуту, уходящего - времени. Так было и в вечер моего свидания с Алисой; я слушал эту музыку и, не отрываясь, смотрел в ее лицо и чувствовал, как мне казалось, сквозь эту мелодию медленный, далекий шум, и все роилось и текло перед моими глазами... В том огромном и безмолвном движении, увлекавшем меня, точно в клубящейся мгле, ежедневно рождающегося и умирающего мира, в котором, конечно, не было понятий о начале и конце, как не было представления о смысле и направлении, - и могучий, неостанавливающийся и неприятный мне ритм которого я бессильно ощущал, - всякая жизнь, укладывавшаяся в какие-то привычные и условно неправильные схемы - завязка, развитие, конец - остро интересовала меня, и всякое событие, имевшее отношение к этим вещам, навсегда запечатлевалось в моей памяти, одновременно с часом дня или ночи, когда оно происходило, запахом воздуха, лицами людей, окружавших меня, сидевших в кафе или проходивших по улице. И над этими вещами, в том виде, в каком они оставались во мне, время было бессильно, и это было, пожалуй, единственное, что мне удавалось удержать из беспрестанно исчезающего, движущегося мира, который все увеличивался, по мере того как проходило время, и в бездонных пространствах которого гибли целые страны и города и почти бесчисленное количество людей, которых я больше не увижу...
В силу какого невероятного стечения обстоятельств мои
юношеские блуждания - зима, Россия, огромное красное солнце над снегом,
Кавказ, Босфор, Диккенс, Гауптман, Эдгар По, Офелия, Медный Всадник, Леди
Гамильтон, трехдюймовая пушка... смерть князя Андрея, Будапешт и
мосты над Дунаем, Вена, Севастополь, Ницца, пожары в Галате, выстрелы, море,
города и беззвучно струящееся время - это невозвратное и безмолвное
движение, которое я уловил последний раз именно тогда, в кафе на бульварах,
под музыку случайного оркестра, глядя на туманное в ту минуту и неповторимо
прекрасное лицо Алисы, - в силу какого невероятного стечения обстоятельств
все это множество чужих и великолепных существований, весь этот бесконечный
мир, в котором я прожил столько далеких и чудесных жизней, свелся к тому,
что я очутился здесь, в Париже, за рулем автомобиля, в безнадежном сплетении
улиц, на мостовых враждебного города, среди проституток и пьяниц, мутно
возникающих передо мной сквозь легкий и всюду преследующий меня запах
тления? Но вопрос о моей личной судьбе не был ни единственным, ни даже самым
важным. Мне все чаще и чаще начинало казаться, что та беззвучная симфония
мира, которая сопровождала мою жизнь, нечто трудно определимое, но всегда
существующее и меняющееся, огромная и сложная система понятий,
представлений, образов, двигающаяся сквозь воображаемые пространства, - что
она звучала все слабее и слабее и вот-вот должна была умолкнуть... В этом было еще напоминание об ином, исчезнувшем мире, о конце прошлого и начале нынешнего столетия, когда время шло так медленно и когда история одного, в сущности, незначительного чувства могла наполнить всю жизнь... Борис Кутенков "Из беседы в 2017 г." Наступление зимы весной замедляет время... Время, пугая катострофическим ходом, имеет способность благодарно расширяться в соответсвии с твоими усилиями и приоритетами... Саша Соколов "Школа для дураков" Видишь ли, у нас вообще что-то не так со временем, мы неверно понимаем время... давай разберемся... ... мало того, что я служил с ним в одном министерстве, мы еще были, а возможно являемся и сейчас, соседями по даче, то есть по дачному поселку, дача Министра наискосок от нашей. Я из осторожности употребил здесь два слова: б ы л и и я в л я е м с я, что означает е с т ь, поскольку -- хотя врачи утверждают будто я давно выздоровел -- до сих пор не могу с точностью и определенно судить ни о чем таком, что хоть в малейшей степени связано с понятием в р е м я. Мне представляется, у нас с ним, со временем, какая-то неразбериха, путаница, все не столь хорошо, как могло бы быть. Наши календари слишком условны и цифры, которые там написаны, ничего не означают и ничем не обеспечены, подобно фальшивым деньгам. Почему, например, принято думать, будто за первым января следует второе, а не сразу двадцать восьмое. Да и могут ли вообще дни следовать друг за другом, это какая-то поэтическая ерунда -- череда дней. Никакой череды нет, дни приходят когда какому вздумается, а бывает, что и несколько сразу. А бывает, что день долго не приходит. Тогда живешь в пустоте, ничего не понимаешь и сильно болеешь. И другие тоже, тоже болеют, но молчат. Еще я хотел бы сказать, что у каждого человека есть свой особый, не похожий ни на чей, календарь жизни... Тысячи дней -- тысячи точек. Но не спрашивайте меня, какой день соответствует той или иной точке: я ничего про это не знаю. Не спрашивайте также, на какой год, месяц или век жизни составил я свой календарь, ибо я не знаю, что означают упомянутые слова, и вы сам, произнося их, тоже не знаете этого, как не знаете и такого определения времени, в истинности которого я бы не усомнился. Смиритесь! ни вы, ни я и никто из наших приятелей не можем объяснить, что мы разумеем, рассуждая о времени, спрягая глагол е с т ь и разлагая жизнь на вчера, сегодня и завтра, будто эти слова отличаются друг от друга по смыслу, будто не сказано: завтра -- это лишь другое имя сегодня, будто нам дано осознать хоть малую долю того, что происходит с нами здесь, в замкнутом пространстве необъяснимой песчинки, будто все, что здесь происходит, е с т ь, я в л я е т с я, с у щ е с т в у е т -- действительно, на самом деле есть, является, существует... не соглашусь работать инженером пока у нас не образуется самая главная самая большая комиссия которая разберется со временем не так ли Савл Петрович у нас непорядок со временем и есть ли смысл заниматься каким-то серьезным делом например чертить чертежи черными чернилами когда со временем не очень хорошо то есть совсем неважно очень странно и глупо вы же знаете сами вы и другие учителя... если я скажу об этом не сразу, а как-нибудь позже, время спустя, и вот время спустилось, и я сообщаю: ... ...когда-то в каком-то научном журнале (я показывал отцу нашему эту статью, он полистал и тут же выбросил весь журнал с балкона, причем, выбрасывая, несколько раз выкрикнул слово а к а т о в щ и н а) я прочитал теорию одного философа. К ней было предисловие, мол, статья печатается в беспорядке дискуссии. Философ писал там, что, по его мнению, время имеет обратный счет, то есть, движется не в те сторону, в какую, как мы полагаем, оно должно двигаться, а в обратную, назад, поэтому все, что было -- это все еще только будет, мол, истинное будущее -- это прошлое, а то, что мы называем будущим -- то уже прошло и никогда не повторится, и если мы не в состоянии вспомнить минувшего, если оно скрыто от нас пеленою мнимого будущего, то это не вина, но беда наша, поскольку у всех у нас поразительно слабая память, иначе говоря, подумал я, читая статью, как у меня и у тебя, как у нас с тобой и у нашей бабушки -- избирательная. И еще я подумал: но если время стремится вспять, значит все нормально, следовательно Савл, который как раз умер к тому времени, когда я читал статью, следовательно Савл еще б у д е т, то есть придет, вернется -- он весь впереди, как бывает впереди непочатое лето, полное великолепных речных нимфей... Всего на кольцевой дороге работает два поезда: один идет по часовой стрелке, другой -- против. В связи с этим они как бы взаимоуничтожаются, а вместе -- уничтожают движение и время... ...часы с маятником золоченым мерно дробили несуществующее время... И дача, и город, между которыми вы мечетесь все лето, -- пишет ученый, -- лишь плоды вашего не в меру расстроенного воображения. Ученый пишет: если вы желаете знать правду, то вон она: у вас з д е с ь нет ничего -- ни семьи, ни работы, ни времени, ни пространства, ни вас самих, вы все это придумали. Чингиз Айтматов "Первый учитель" И по сей день эти два тополя на бугре кажутся мне необыкновенными, живыми. Там, подле них, осталось мое детство, как осколок зеленого волшебного стеклышка...
Я подошел к Алтынай Сулаймановне. Чингиз Айтматов "Буранный полустанок"
Еще раз повторяю - на кого обижаться? На время - оно
неуловимо...
- Все думают, вон по радио говорят, что детям нашим будет жить лучше и
легче, а тебе кажется, что им придется потрудней, чем нам. Атомная война
будет, потому, что ли? Эдгар Аллан По "Колодец и маятник" Подняв глаза, я разглядел потолок своей темницы. В тридцати или сорока футах надо мной, он состоял из тех же самых, что и стены, листов. Чрезвычайно странная фигура на одном из них приковала мое внимание. Это была фигура времени, как обыкновенно ее изображают, но только вместо косы в руке она держала то, что при беглом взгляде показалось мне рисованным маятником, как на старинных часах. Однако что-то в этом механизме заставило меня вглядеться в него пристальней. Пока я смотрел прямо вверх (маятник приходился как раз надо мною), мне почудилось, что он двигается. Минуту спустя впечатление подтвердилось. Ход маятника был короткий и, разумеется, медленный. Несколько мгновений я следил за ним с некоторым страхом, но скорей с любопытством... Прошло, пожалуй, полчаса, возможно, и час (я мог лишь приблизительно определять время), прежде чем я снова взглянул вверх. То, что я увидел, меня озадачило и поразило. Размах маятника увеличился почти на целый ярд. Выросла, следственно, и его скорость. Но особенно встревожила меня мысль о том, что он заметно опустился. Теперь я увидел, -- надо ли описывать, с каким ужасом! -- что нижний конец его имеет форму серпа из сверкающей стали, длиною примерно с фут от рога до рога; рожки повернуты кверху, а нижний край острый, как лезвие бритвы; Взмахи маятника шли под прямым углом к моему телу. Я понял, что серп рассечет меня в том месте, где сердце. У. Фолкнер "Поселок" Слабости он уже почти не чувствовал, а просто роскошествовал, упиваясь блаженной истомой выздоровления, в каковом состоянии время, спешка, часы, минуты, у которых здоровое тело в рабстве и во сне и наяву, текут для выздоравливающего словно вспять, – время лживо и раболепно ластится, потворствуя телесным радостям вместо того, чтобы неумолимо тащить за собой тело, как упирающегося колодника... По ночам прохожим бросалось в глаза яростное мертвое сияние патентованной лампы в окне пристройки, где учитель корпел над своими книгами, которые он не то чтобы так уж любил, скорее сознавал, что должен их читать, поглощать и усваивать, и с тем же высокомерным усердием, с каким колол дрова, он выжимал из книг все досуха, соизмеряя ускользающие секунды невозвратимого времени с перевернутыми страницами, кропотливый и неутомимый, как гусеница листоедка. «Так то вот! Давай давай. Поборемся. В том то и беда: мужчина и женщина вечно борются. Ненавидят. Убить, но только так, чтобы убитый на веки вечные понял, что она или он мертв. Не так, чтобы он лег спокойно мертвым, потому что с той поры и навсегда в могиле оказались бы двое, а эти двое никогда не смогут мирно улечься вместе, и порознь они – ни один из них – не смогут улечься и успокоиться, пока живы» Дж. Стейнбек "Гроздья гнева" Усталые морщинки вокруг глаз, недовольные складки у рта; ; груди, тяжело отвисшие в бюстгальтерах, похожих на маленькие гамаки, живот и бедра, стянутые резиной. И губы полуоткрыты от жары, хмурым глазам не любо ни солнце, ни ветер, ни земля, в них сквозит отвращение к пище, к чувству усталости - и ненависть ко времени, которое мало кого красит, а старит всех.
Время, каждая данная минута - требовало, чтобы я убивал человеческие
существа, и я выполнял это требование.
Ее взгляд скользнул по кофейной мельнице
и по Марулло с совершенно одинаковым интересом.- Как здоровье твоего
батюшки, Итен? Быть может, воспоминания выцветают от времени, как старые дагерротипы, и фигуры мало-помалу сливаются с фоном. Нельзя сохранить их навсегда.
Час жемчужного цвета - вот что такое щель между днем и ночью,
время в этот час прекращает бег и созерцает самое себя.
И поныне
``Из санскритской поэмы "Черный златоцвет",
Солнечное утро - это время тихой радости. Когда высокие мальвы
усыпаны сверкающими росинками, на каждом листке трепещет драгоценный
камень, пусть ничего не стоящий, но зато прекрасный. Эти часы - не для
спешки, не для суеты. Утро - время неторопливых, глубоких, золотых
мыслей. Вблизи моря Время гораздо более сложно, чем в любом другом месте,
ибо, кроме круговращения солнца и смены времен года, еще и волны
отбивают на скалах ход Времени, а приливы поднимаются и откатываются,
как огромная клепсидра. В. Маяковский "Баня" Товарищи! Приходите вовремя, — ровно в двенадцать часов на станцию 2030 год отбывает первый поезд времени...
... По первому сигналу мы мчим вперед, перервав одряхлевшее время. Юз Алешковский "Кенгуру" До свиданьица, говорю, Время Свободы, а сам дрожу, скрывать не собираюсь,от страха. Дрожу я, Коля, ибо очень страшно переходить, ни с того ни с сего во Время Тюрьмы. Помнишь, я, как последний в жизни хлебушек, ел последние секунды жизни на свободе? И эти секундочки были Временем Жизни. А на скамье подсудимых, когда даже тело не чувствует за собой опоры, когда за свиной пустота, вокруг чернь тьмы и перед глазами на экране твой двойник, но душа с безумной и мучительной болью, для того, чтобы не сорваться окончательно уже в бездну, пытается бедная душа вспомнить свою жизнь в этом двойнике, то такие секунды, Коля, не дай тебе, Господь, испытать их, такие секунды и есть - чистое Время Смерти. Тут они стали тасовать Время. Снова марш заиграл. Ложусь на нары. Пусть думают, что я поверил в вечер... Время для меня вообще перестало существовать и поэтому я, слава Богу, не думал ни о жизни, ни о смерти... От нехрена делать я решил засечь время по росту бороды и ногтей. А они что-то не растут и не растут... В чем дело? В том, что борода и ногти просто не успели отрасти? Или Чека перетасовало время так, что день кажется мне вечностью? Как мы все-таки медленно чешемся! Как мы привыкли к тому, что время работает только на нас! Свобода, проникло в душу ее вещество, стало свободным вокруг меня Проклятое Время и Несчастное Пространство: захмелел Фан Фаныч от воли, как петух от пьяной вишневой ягодки! У. Эко "Маятник Фуко" Верить, что время непрерывно и направленно, что оно идет от А к Б - это современная иллюзия. Оно может также идти от Б к А, и тогда следствие порождает причину... Что означает констатация, что нечто происходит до или после? Ваша великолепная Ампаро появилась до или после своих неизвестных предков? Она слишком красива, - если вы не возражаете против объективной оценки человека, который мог бы быть ей отцом. Значит, она появилась до и есть таинственным началом того, что способствовало ее сотворению. - Но с этой точки зрения...
- Собственно, концепция "точки зрения" ошибочна. Точки были придуманы
наукой после Парменида, чтобы определять, откуда и куда все движется. Ничего
не движется. Существует только одна точка, из которой в один и тот же миг
появляются все остальные точки. Наивность оккультистов XIX века и нашего
времени состоит в том, что они стремятся доказать правду правды методами
научного обмана. Рассуждать следует не по законам логики времени, а следуя
логике Предания. Все времена символизируют друг друга, а значит, невидимый
храм розенкрейцеров существует и существовал всегда, независимо от поворотов
истории, вашей истории. Время последнего откровения - это время,
определяемое не часами. Его связи упрочиваются в процессе "утонченной
истории", когда научные "до" и "после" значат очень мало. Как можно прожить всю жизнь, отыскивая свой Случай и не замечая, что решающий момент, тот, который оправдывает рождение и гибель, был тобой уже прожит? Он не вернется, но он сбылся, неотвратимо, полно, блистательно, благородно, как любое откровение. В этот день Якопо Бельбо глядел в глаза Истине. Единственной, которая в его жизни была ему явлена, ибо истина, которую он воспринял, это что истина быстролетна (впоследствии она превращается просто в комментарий). Именно поэтому он стремился укротить нетерпение времени. И это, то есть мгновение, когда он затормозил пространство и время, выпустив свою стрелу Зенона, не было ни знаком, ни симптомом, ни аллюзией, ни фигурой, ни сигнатурой, ни загадкой; оно было тем, чем было, и не выдавало себя за иное, было мгновением, в которое нет отсрочки и уравниваются все счеты. Якопо Бельбо не понял тогда, что его миг был ему даден и его должно было хватить на всю оставшуюся жизнь. Томас Манн "Иосиф и его братья"
Прошлое -- это колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет назвать его просто бездонным?
...Ведь чем глубже тут копнешь, чем дальше проберешься, чем ниже спустишься в преисподнюю прошлого, тем больше убеждаешься, что первоосновы рода человеческого, его истории, его цивилизации совеншенно недостижимы...
ибо то, что не поддается исследованию, словно бы подтрунивает над нашей исследовательской неуемностью, приманивая нас к мнимым рубежам и вехам,
за которыми, как только до них доберешься, сразу же открываются новые дали прошлого. Вот так же порой не можешь остановиться,
шагая по берегу моря, потому что за каждой песчаной косой, к которой ты держал путь, тебя влекут к себе новые далекие мысы... Карел Чапек "Разбойник"
Ласковая ночь, ты благоприятствуешь любви, Дмитрий Биоенкин "Время Тукина"
Тукин растерянно пытался сориентироваться во времени...
То есть ему, как всякому образованному человеку, было знакомо понятие "амнезия". Но почему провал памяти поглотил последние два дня, не затронув остального? Словно кто-то взял и выкрал их из жизни, как мелочь из кармана...
Из жизни Тукина, точней, из его памяти какие-то безжалостные ножницы выстригали день за днем, а в результате ровным счетом ничего не менялось!..
Корнелий Агриппа "Оккультная философия"
у Филострата читаем, что Пархас, принц индийский, дал Апполонию семь подобных колец, которые имели свойства
и имена семи планет, чтобы он их носил
каждый день, различая по именам дни. Благодаря этим кольцам он жил до 130 лет,
всегда сохраняя красоту и юность. А.П. Чехов "Попрыгунья"
В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду,
то на красивые берега. Рядом с нею стоял Рябовский и говорил ей, что черные тени на воде — не тени, а сон,
что в виду этой колдовской воды с фантастическим блеском, в виду бездонного неба и грустных,
задумчивых берегов, говорящих о суете нашей жизни и о существовании чего-то высшего, вечного,
блаженного, хорошо бы забыться, умереть, стать воспоминанием.
Прошедшее пошло и не интересно, будущее ничтожно, а эта чудная, единственная в жизни ночь
скоро кончится, сольется с вечностью — зачем же жить? Э.М. Ремарк "Ночь в Лиссабоне" Вы знаете, конечно, что время - это слабый
настой смерти. Нам постоянно, медленно подливают его, словно безвредное
снадобье. Сначала он оживляет нас, и мы даже начинаем верить, что мы почти
что бессмертны. Но день за днем и капля за каплей - он становится все
крепче и крепче и в конце концов превращается в едкую кислоту, которая
мутит и разрушает нашу кровь. Бальзак "Шагреневая кожа" Пускались ли вы когда-нибудь в бесконечность пространства и времени, читая геологические сочинения Кювье? Уносимые его гением, парили ли вы над бездонной пропастью минувшего, точно поддерживаемые рукой волшебника? Когда в различных разрезах и различных слоях, в монмартрских каменоломнях и в уральском сланце обнаруживаются ископаемые, чьи останки относятся ко временам допотопным, душа испытывает страх, ибо перед ней приоткрываются миллиарды лет, миллионы народов, не только исчезнувших из слабой памяти человечества, но забытых даже нерушимым божественным преданием, и лишь прах минувшего, скопившийся на поверхности земного шара, образует почву в два фута глубиною, дающую нам цветы и хлеб... Созерцая это жуткое воскрешение, совершаемое голосом одного единственного человека, мы проникаемся жалостью к той крохе, которая нам предоставлена в безыменной бесконечности, общей всем сферам, проникаемся жалостью к этой минуте жизни, которую мы именуем время. Как бы погребенные под обломками стольких вселенных, мы вопрошаем себя: к чему наша слава, наша ненависть, наша любовь? Если нам суждено стать в будущем неосязаемой точкой, стоит ли принимать на себя бремя бытия? И вот, вырванные из почвы нашего времени, мы перестаем жить... Желать сжигает нас, а мочь -- разрушает, но знать дает нашему слабому организму возможность вечно пребывать в спокойном состоянии... Моим единственным честолюбием было -- видеть. Видеть -- не значит ли это знать?.. Я все созерцал, но спокойно, не зная усталости; я никогда ничего не желал, я только ожидал. Я прогуливался по вселенной, как по собственному саду. То, что люди зовут печалью, любовью, честолюбием, превратностями, огорчениями, -- все это для меня лишь мысли, превращаемые мною в мечтания; вместо того чтобы их ощущать, я их выражаю, я их истолковываю; вместо того чтобы позволить им пожирать мою жизнь, я драматизирую их... как же предпочесть крушение всех ваших обманчивых надежд -- высокой способности создавать вселенную в своей душе; беспредельному наслаждению двигаться без опутывающих уз времени, без помех пространства; наслаждению -- все объять, все видеть, наклониться над краем мира, чтобы вопрошать другие сферы, чтобы внимать богу? Здесь, -- громовым голосом воскликнул он, указывая на шагреневую кожу, -- мочь и желать соединены!-- Я посвятил свою жизнь науке и мысли, но они не способны были даже прокормить меня, -- отвечал незнакомец... я хочу царственного, роскошного пира, вакханалии, достойной века. -- Эта женщина убивает меня, -- отвечал я. -- Ни презирать ее, ни забыть я не могу. -- За тобой настоящее, -- воскликнул я, -- за мной будущее! Я теряю только женщину, ты же теряешь имя и семью. Время чревато местью за меня: тебе оно принесет безобразие и одинокую смерть, мне -- славу. Мо Янь "Страна вина" Время - вещь драгоценная, время - деньги, время - это сама жизньть... Лу Синь "Маленькое путешествие" В мгновение ока пролетело шесть лет со дня моего пререезда из деревни в столицу. С. Цвейг "Амок"
Над самой головой стояло таинственное созвездие Южного Креста,
мерцающими алмазными гвоздями прибитое к небу; казалось, оно колышется,
тогда как движение создавал только ход корабля, пловца-гиганта, который,
слегка дрожа и дыша полной грудью, то поднимаясь, то опускаясь, подвигался
вперед, рассекая темные волны. Я стоял и смотрел вверх... С. Цвейг "Двадцать четыре часа из жизни женщины" И, надеюсь, вы поверите, мне, что, быть может, целый час, бесконечный час, пока тысячи и тысячи всплесков невидимого моря отмеривали время, я в нерешительности топталась на месте, потрясенная и загипнотизированная зрелищем полного изничтожения человека... Трудно сказать, сколько времени продолжалось это мучительное состояние: такие мгновения обладают иной длительностью, чем спокойные отрезки времени... Но время обладает великой силой, а старость умеряет жар души. Глуховский "Будущее" Хитроумный механизм посылает все планеты аккуратно по их орбитам, умеет вычислять даты тех праздников, дни которых меняются от года к году, но главное — тут есть часть, которая показывает прецессию земной оси, безупречно точная и невероятно медленная: один оборот занимает почти двадцать шесть тысяч лет. Зачем часовщику было добавлять сюда эту часть, думаю я. Вряд ли его собственная жизнь продлилась дольше, чем один градус, одна трехсотшестидесятая часть полного оборота стрелки. До открытия бессмертия оставалось еще двести с лишним лет, он не мог и надеяться увидеть, как цикл будет завершен. Зачем кропотливо рассчитывать силу крохотных пружин, выверять шажки миниатюрных шестеренок, зная, что все твое существование на земле — детские воспоминания, вся вражда и вся любовь, дряхление и смерть — уместится в одну трехсотшестидесятую часть циферблата, который ты сам же и разграничиваешь? Зачем создавать механизм, напоминающий тебе о твоей собственной ничтожности и унижающий каждого смертного, который смотрит на него? Придя в первый раз к этим часам маленьким ребенком, а в последний — приползя задыхающейся от старости развалиной, никто из современников часовщика не заметил бы разницы между положениями механизма. Их жизнь вся промелькнула, а стрелка подвинулась на ничтожный градус. Наверное, думаю я, все было затеяно, чтобы, отладив эту машину, он мог иногда взяться за стрелки снаружи и провернуть планеты насильно, почувствовать себя тем бородатым стариком с фасада здания. Крутануть стрелку прецессии, отмотать двадцать шесть тысяч лет разом, скакнуть в будущее, которого никогда не застанешь... С. Цвейг "Шахматная новелла" У меня отобрали все: часы-- чтобы я не знал времени; карандаш-- чтобы я не мог писать; перочинный нож -- чтобы я не мог вскрыть вены; даже невинное утешение -- сигареты были отняты у меня. Единственным человеческим существом, которое я мог видеть, был тюремный надзиратель. Это была пустота без времени и пространства. Можно было ходить из угла в угол, и за тобой все время следовали твои мысли. Туда и обратно, туда и обратно... Я жил вне времени, вне жизни. Четыре месяца-- это легко написать, всего двенадцать букв; легко и сказать -- всего несколько слогов; губы вымолвят в четверть секунды эти звуки: четыре месяца! Но кто сможет охватить к измерить, как бесконечно долго тянулось это время вне времени и пространства? Этого не расскажешь, и не опишешь, и никому не объяснишь, как губит и разрушает человека одиночество, когда вокруг одна пустота, пустота и все тот же стол, и кровать, и умывальник, и обои, и молчание, |
На страницу время в литературе |