Глава 1
Игра обособляется от обыденной жизни местом и продолжительностью. Ее третий
отличительный признак -- замкнутость, отграниченность. Она "разыгрывается" в
определенных границах места и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой.
Итак, вот новый и позитивный признак игры. Игра начинается, и в определенный
момент ей приходит конец. Она "разыгрывается". Пока она идет, в ней есть
движение вперед и назад, чередование, очередность, завязка, развязка. С ее
временной ограниченностью непосредственно связано другое примечательное
качество. Игра сразу же закрепляется как культурная форма. Однажды сыгранная,
она остается в памяти как некое духовное творение или духовная ценность,
передается от одних к другим и может быть повторена в любое время: тотчас -- как
детские игры, партия в триктрак, бег наперегонки; либо после длительного
перерыва. Эта повторяемость -- одно из существеннейших свойств игры. Оно
распространяется не только на всю игру в целом, но и на ее внутреннее строение.
Почти все высокоразвитые игровые формы содержат элементы повтора, рефрена,
чередования как нечто само собой разумеющееся.
Еще разительней временного ограничения -- ограничение местом...
Глава 3
Любопытные
отношения связывают представления об игральной кости и стреле16. Даже мир в
целом мыслится как некая игра в кости, в которую играет Шива со своею супругой.
Каждое из времен года, rtu, представлено одним из шестерых мужчин, играющих в
кости из золота и серебра17. Игру богов за игральной доскою знает и германская
мифология. Когда в мире утвердился порядок, боги сошлись для игры в кости, а
когда мир после своего заката возродится заново, вернувшие себе молодость асы
вновь разыщут золотую игральную доску, которой они прежде владели...
Примечание: Согласно Прорицанию вельвы (т. е. пророчицы, колдуньи), первой песни из
Старшей Эдды. сборника древнескандинавских песен о богах и героях, боги,
упорядочив мир, построили жертвенник, кузню, занялись кузнечным делом, а затем
стали играть в шашки (точнее, в игру, напоминающую нынешние шашки) на золотой
доске. В этой песни вельва пророчествует, что после гибели богов и конца света в
мировом пожаре из океана поднимется обновленная земля, снова возродятся боги и
найдут в траве на лугу золотые шашки и доску для игры.
|