Огромную важность имеет изучение самих рукописных сборников, в которых до нас дошли памятники фольклора. Сейчас нам известно несколько рукописных сборников пословиц интересующего нас периода, из которых три являются самыми крупными, важными и показательными. Наибольшую полноту фольклорного материала предоставляет сборник, принадлежавший когда-то библиотеке Московского Главного Архива МИД (в дальнейшем именуется С, 1 или С I). Именно там находилась рукопись, когда ею заинтересовался П.Симони. Рукопись выполнена на бумаге и относится ко второй половине XVII в. Материал пословиц, колоссальный по свои масштабам по сравнению с другими сборниками, не составляет основного объема рукописи (они начинаются только с 323 листа). Большую же часть составляют повести. Все статьи сборника писаны или одним почерком (рукою), что кажется наиболее вероятным П.Симони, или разными, но очень схожими и близкими по времени. Лишь на некоторых листах имеются вставки, написанные иным непривычным почерком. Точных отметок о времени написания как пословиц, так и сборника в целом, не имеется. Судя по листам рукописи, сборник имел большой успех у читателей - мы видим разновременные приписки пропущенных пословиц, дополнения к тексту и выправки. П.Симони считает, что подбор текстов и другие факторы позволяют предположить, что большая часть работы над сборником была осуществлена монахом Чудова монастыря Евфимием. Евфимий являлся ближайшим учеником Епифания Словинецкого и служил справщиком Печатного двора. Будучи ученым богословом, неутомимым переводчиком с греческого языка и видным церковным деятелем, он в то же время оставался представителем строго-православной части Москвы. (посмотреть возражения Пушкарева и др.) Другая рукопись, издание которой также было осуществлено П.Симони, также относится к самому концу XVII - началу XVIII вв. До того, как рукопись попала в библиотеку Академии Наук, она принадлежала академику Л.Н.Майкову, который получил ее в 1879 г. в дар от доктора Н.Г.Ордина из г. Кадниково, Вологодской губернии (в дальнейшем - С, 2 или С II). Рукопись представляет собой 28 полных листов и один отрывок (между 18 и 19 лл.). Отсутствие прямых указаний на время создания документа заставляет вести все хронологические рассуждения, основываясь на анализе бумаги. На основании анализа водяных знаков можно сказать, что начало сборника относится к последним годам XVII в., а закончен он около 1730 г. Скорее всего, он представляет собой склейку из нескольких частей. О провинциальном происхождении сборника (из Вологодского края) говорит не только то обстоятельство, что там скрываются его следы, но и некоторые другие. На листе 3a имеется приписка - слово «Вологда» в правом верхнем углу рукописи. Также в тексте самих пословиц имеется множество черт языка северовосточного края России, а также особенности исключительно вологодского говора. Так уже в первом издании сборника это обстоятельство прокомментировал Ф.Е.Корш: «О личности составителя сборника может, до некоторой степени, свидетельствовать его наречие, сказывающееся в правописании, насколько оно основано на выговор». Далее он приводит более десятка наблюдений, свидетельствующих о тех или иных отклонениях или ошибках, обусловленных, как считает Ф.Е.Корш, опорой на разговорную речь. Совершенно верным, как я полагаю, было решение П.Симони оставить оригинальную орфографию при издании рукописи, поэтому теперь любой исследователь может обратиться к подобным моментам, не прибегая к рассмотрению оригинала рукописи (фотоизображение отдельных листов из рукописи присутствует в издании П.Симони). [Симони П.К. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. XVII-XIX столетий. - СПб., 1899. - Вып. 1. Л. 1 об., 2. Отд. Отт. Из Сборника Отделения русского языка и словесности АН. - СПб., 1899. - Т. 66] В.П.Адрианова-Перетц произвела издание сборника, в значительной степени дополнившего тот материал, который можно почерпнуть из первых двух сборников (в дальнейшем - сборник БАН). Его создание также приходится на конец XVII - начало XVIII вв. Он написан небрежной московской скорописью на небольших листках, склеенных в виде свитка, и содержит 1175 пословиц. В.П.Адрианова-Перетц считает, что, судя по предисловию, мы имеем дело с черновиком-автографом, к которому позже другим почерком делались добавления, подклеенные к основному тексту на соответствующих местах алфавита. Этот сборник имеет общую часть с другими известными сборниками, причем значительно ближе к нему стоит сборник С II, с которым сохраняется иногда даже тот же порядок пословиц. Но это не все сборники, которые нам известны. Хотя все остальные сохранились лишь частично, о них нельзя не сказать. Нам известно, что сборник, изданный П.Симони, неоднократно переписывался, однако нам сейчас доступен только отрывок одного из них. В 1972 г. принадлежавший А.И.Тургеневу в Париже отрывок был издан Л.А.Дмитриевым (далее именуется как «О»). Ранее его издание также осуществлял И.М.Снегирев, однако его издание представляет собой компиляцию из разнообразных источников. До сих пор остается открытым вопрос, какой отрывок использовал при издании И.М.Снегирев. По всей вероятности, это отрывок сборника пословиц XVII в., обнаруженный М.А.Султан-Шах в рукописном отделе Пушкинского Дома в фонде А.И.Тургенева. В отличие от текста Снегирева здесь имеются также пословицы на «От», «У» и «Ч». По словам публикатора, данный отрывок имеет важное значение для уточнения нашего представления о литературной истории того базового сборника, который был издан П.Симони и с которого был осуществлен этот список. Также немаловажно значение отрывка как самостоятельного источника. Отрывок свидетельствует о существовании в конце XVII в. нескольких списков сборника «Повести и пословицы всенароднейшыя по алфавиту», восходящих к более раннему общему источнику. Здесь мы также встречаем ряд новых вариантов к ранее опубликованным текстам этого времени. [Дмитриев Л.А. Отрывок сборника пословиц XVII в. // Рукописное наследие Древней Руси (по материалам Пушкинского дома). - Л.: Наука, 1972] Наиболее часто употребляемые пословицы отражаются порой с теми или иными вариациями во всех трех известных нам крупных сборниках, что может говорить о всеобщем характере распространения отдельных пословиц. |