Проблемы обучения

  О специальности "небесная механика" в университетах России (Н.В.Емельянов)

  Мысли по поводу астрономического образования (К.В.Холшевников)

О специальности "небесная механика" в университетах России
(Н.В.Емельянов)

     Существование специальности небесная механика обусловлено как всей историей развития науки, так и нуждами практического освоения космоса с помощью искусственных спутников Земли и межпланетных космических аппаратов. Науке "небесная механика" уже более двух тысяч лет. На ее выводах основываются представления людей о мироздании. Она решает вопрос о судьбе Земли и всей Солнечной системы. В методологическом плане небесная механика является полигоном для испытания новых физических идей и стимулом для непрерывного совершенствования математического аппарата.

      Русская школа небесной механики была создана великими учеными прошлого века. Достижения А.М.Ляпунова явились основой для получения фундаментальных результатов об устойчивости Солнечной системы. Развитые им методы до сих пор используются в практике научных исследований. Научная школа по небесной механике существует в МГУ уже более 50 лет. Ее основатели - профессора МГУ Н.Д.Моисеев и Г.Н.Дубошин.

      Особо интенсивное развитие небесная механика получила при подготовке запуска первого искусственного спутника Земли. Результаты работ советских ученых по построению теории движения ИСЗ использовались в практике космических исследований в нашей стране и за рубежом. Тесная связь небесной механики с науками о Земле и космическими проектами обусловили существование специальности "небесная механика" на физическом факультете МГУ и в некоторых других университетах.

      Небесная механика, как специальность и часть астрономии, существовала в университетах всегда. Такие крупнейшие отечественные ученые, как академики М.В.Остроградский, А.М.Ляпунов, А.Н.Крылов, не только читали лекции по небесной механике, но и вели научные исследования в этой области.

     Небесная механика сохранила свою самостоятельность как по предмету изучения, так и по методам решения задач. Никакая другая наука не изучает динамику естественных и искусственных небесных тел. Методы теории возмущений, широко применяемые в физике, исторически специфичны и чрезвычайно продуктивны в небесной механике. Развитие современной науки и практической деятельности человека в космосе немыслимы без небесной механики. Она играет важную роль в противостояниии с псевдонауками.

      Все сказанное делает крайне необходимым выпуск достаточного числа специалистов по небесной механике. Ибо огромный научный задел и педагогический опыт по этой специальности в университетах России должны быть разумно использованы.


Мысли по поводу астрономического образования
(К.В.Холшевников)
Апрель 2017 г.

1. По сравнению с 1998 г. проблема старения кадров преподавателей смягчилась, но не исчезла. Смягчение вызвано ростом зарплат. Сохранение проблемы вызвано (по крайней мере частично) слишком большим удельным весом грантовой составляющей. У нас для переизбрания необходимо участие в гранте, приносящем деньги университету. Но грантополучение - процесс стохастический. Это отпугивает молодежь, уже успевшую обзавестись семьей.

2. Процесс приема абитуриентов за последние два десятилетия существенно изменился. Основу теперь составляют победители и участники олимпиад. Олимпиадная работа стала главной для качественного приема на первый курс. Сейчас ее ведут преподаватели, имеющие почти полную нагрузку, соответствующую работе со студентами (чтение лекций, проведение практических занятий, семинаров, практик,...). Хорошо бы включить олимпиадную работу в нагрузку преподавателям наравне с работой со студентами и добавить несколько единиц в штатное расписание Астрономического отделения университета.

3. Об издании учебников. Положение здесь серьезное, но не катастрофическое. Есть возможности финансирования по линии университетов, РФФИ. Пожалуй, следует уменьшить требования к преподавателям по написанию учебных пособий (их и так много), а лучше поощрять написание учебников.

4. Электронные средства обучения сейчас стали массовыми. Электронные устройства есть практически у каждого студента. От раздач учебных материалов в виде распечаток можно переходить постепенно к их раздаче в электронном виде.