Идея множественности обитаемых миров и массовое сознание.

С.А.Язев

Астрономическая обсерватория ИГУ,
Институт солнечно-земной физики СО РАН, г. Иркутск

Опыт автора при общении со школьниками и студентами позволил сделать вывод о широком распространении некоторых убеждений (тезисов) мифологического характера.

Автор сформулировал 8 тезисов, которые, по его мнению, отражают суть широко распространенных мифов, в том числе 3 имеющих отношение к проблеме SETI. Ста школьникам - учащимся девятых классов Лицея ИГУ (г. Иркутск) весной 2000 года было предложено анонимно высказать свое отношение к этим тезисам.

Поскольку эти учащиеся только что перешли в результате отбора в упомянутый лицей из школ всего города, имея целью улучшенную подготовку для последующего поступления в вузы, выборка отражает представления наиболее сильных (читающих и думающих) учащихся. Можно с осторожностью утверждать, что, несмотря на недостаточную статистику ответов, последняя более или менее адекватно отражает ситуацию.

Предлагалось три варианта ответа - "верю", "не верю", и "иное", при этом "иное" отвечавший мог расшифровать. В тезис о том, что Землю посещают пришельцы с других планет, верят 59%, не верят 30%, иное - 11% отвечавших. В то, что на Марсе обнаружены следы цивилизации, верят 49%, не верят 40%, иное - 11%. В то, что некоторые памятники истории созданы пришельцами, верят 26%, не верят 64%, иное - 10%. Учитывая, что ответы "иное" отражали неотрицательное отношение к предложенным идеям, можно констатировать, что до 70% опрошенных всерьез считают, что посещения Земли представителями внеземного разума - доказанный факт.

Восприятие внеземного разума на уровне не гипотезы, а веры, субъективно воспринимаемой как знание, стало распространенным явлением. В немалой степени это связано с деятельностью СМИ. На ситуацию влияют фантастические кинофильмы, уфологические телесюжеты (например, посвященные аварии 1947 г. в Россвелле). Можно вспомнить носившую массовый характер уверенность в существовании цивилизации на Марсе, характерную для конца XIX - большей части ХХ века. Существенно, что проблема внеземного разума в массовом сознании обычно отождествляется с уфологией, превращается в предельно упрощенный, шаблонный миф о пришельцах и летающих тарелках. Во всяком случае, неподготовленные студенты и школьники априори не видели разницы между постановкой проблемы в варианте SETI и варианте коммерческой уфологии. Специалисты отмечают, что образы инопланетянина и летающей тарелки, подчерпнутые из кинофильмов и СМИ, стали своего рода архетипами. Описаны бредовые галлюцинации с типовыми персонажами, похожими на кинообразы пришельцев (по-видимому, этим объясняется большинство соответствующих свидетельств). В конце 1980-ых - начале 1990-ых годов публиковались (и покупались!) даже энциклопедии (бестиарии) с описанием различных типов инопланетных существ.

В результате, можно констатировать, что идея множественности обитаемых миров в настоящее время широко распространена, и высокий процент населения (десятки процентов) верят в то, что внеземной разум существует, активно проявляет себя и обнаружен. Идея существует в сильно вульгаризированном виде в форме примитивной, "народной" уфологии.

Представляется, что одной из задач, стоящих перед специалистами, должен быть своеобразный ликбез в этой области. Просвещение, пропаганда научного подхода к проблеме, а также наработанных в рамках исследований в области SETI идей, концепций, методов и подходов с применением всех возможностей современных информационных технологий - еще одна достойная задача для НКЦ SETI.