Книга И.С.Шкловского "Вселенная, жизнь, разум" и развитие его взглядов на проблему SETI.

В.В.Казютинский

ИФРАН

1. Книга И.С.Шкловского, вышедшая шестью изданиями (1962-1987), была своеобразной энциклопедией проблемы SETI, серьезно стимулировавшей исследования в этой области, на протяжении четверти века подводила их итоги, намечала перспективы. Она оказала огромное влияние на SETI и вписывании этой проблемы в культуру. Эта книга посвящена, по сути, кругу проблем, которые в наше время обозначаются как "универсальный эволюционизм". По своей структуре и проблематике книга парадоксальным образом перекликается с прочно забытой сейчас книгой А.Уоллеса "Место человека во Вселенной" (1897, русский перевод 1904). В них рассматриваются, на современном каждому из авторов уровне знаний, астрономический аспект проблемы, природа жизни и условия ее существования, проблемы разумной жизни во Вселенной. Книга И.С.Шкловского фиксирует колоссальный сдвиг в этой области, достигнутый на протяжении ХХ века. Она содержит анализ жизни, разума, космических цивилизаций и их деятельности в процессах универсального эволюционизма, самоорганизации нашей Вселенной ( Метагалактики). Термин "самоорганизация" в книге не упоминается, но речь идет именно о ней, т.е. о механизмах становления во Вселенной различных уровней сложных структур. И.С.Шкловский одним из первых подчеркнул междисциплинарный характер проблемы SETI, подробно рассмотрел возможности космической деятельности разумной жизни, включая нашу, проблемы связей между цивилизациями, разделенными межзвездными расстояниями. В этом контексте И.С.Шкловский высказывает множество интересных и оригинальных идей.

2. Взгляды И.С.Шкловского на проблему SETI драматически менялись. Можно выделить три основных этапа этих изменений:

- в первых четырех изданиях книги (1962-1976) автор, следуя Дж.Бруно, высказывает свою убежденность в множественности ВЦ (а в первых двух - даже в искусственности спутников Марса!). Он считал, что возможно создание искусственных разумных существ, причем само подразделение разумных существ на "естественные" и "искусственные" может со временем потерять смысл. Но уже в первом издании содержится многозначительная оговорка: "в сущности говоря, неизвестно, когда (мы) установим и установим ли вообще" контакты с инопланетными цивилизациями.

- в середине 70-х годов И.С.Шкловский круто меняет свою точку зрения и, обсуждая природу АС-парадокса, начинает говорить о возможной уникальности земной цивилизации. Отсюда выводятся, в частности, глубокие этические следствия. Иными словами, совершается переход от идей Бруно к идее Уоллеса, настаивавшего на единственности нашей цивилизации. Прежняя и новая точка зрения сталкиваются, так как были опубликованы практически одновременно. В 1976 г в четвертом издании книги еще отражена прежняя точка зрения, а в препринте ИКИ и "Вопросах философии", а позднее - в пятом издании книги (1980 г) - новая.

- 80-е годы характеризуются новым поворотом в позиции И.С.Шкловского (может быть, следовало бы говорить о существенном уточнении прежней). Он выдвигает идею, что гипертрофия разума у космических цивилизаций, включая нашу, может приводить к эволюционному тупику, чем и объясняется АС-парадокс. Эта точка зрения вызвала интенсивное сопротивление со стороны официальной, догматизированной философии. Ее изложение появилось только в шестом (посмертном, 1987) издании книги, да и то в форме приложенной к ней статьи, появившейся двумя годами ранее в "Земле и Вселенной". Основной же текст книги сохранил более раннюю точку зрения об уникальности человечества.

3. Книга И.С.Шкловского, появившаяся в связи с пятой годовщиной начала космической эры, высоко оценивает идеи К.Э.Циолковского. Ее последние издания включают интересные и выходившие за рамки догматических взглядов на будущее человечества соображения, связывавшие проблему SETI с глобальными проблемами техногенной цивилизации. Эти соображения позволили в новом свете представить значимость проблематики SETI.

Тезисы подготовлены при поддержке РГНФ, проект
N 00-03-00163.