Философские аспекты SETI

В.В.Казютинский

ИФРАН


1. Философские аспекты SETI, в принципе, не отделены от других ее аспектов (научных и научно-технических), а, напротив, переплетаются с ними, играя для этой междисциплинарной проблемы роль своеобразного "синтезатора". В докладе обсуждаются некоторые из этих проблем.

2. АС-парадокс и его эпистемологическая природа. Различные объяснения этого парадокса обстоятельно проанализированы Л.М.Гиндилисом и др. Допустимо, однако, считать, что мы имеем дело не с парадоксом в собственном смысле этого термина, а с формулировкой научной проблемы, разрешение которой и составляет содержание SETI.

3. Научный и социокультурный статус проблемы SETI определяются ее постнеклассическим характером и крайне специфичны. В научном плане эта специфика обусловлена:

- во-первых, объектом исследования - гипотетическими (пока) внеземными цивилизациями, как социальными организмами неизвестной природы. Мы судим о них по аналогии с нашей собственной цивилизацией (независимо от того, приписывается ли им сходство с нами, или же качественное отличие). Тем самым, объект SETI приобретает "человекомерность", что вообще характерно для объектов постнеклассической науки;

- во-вторых, существующим сейчас сильным разрывом между объектом SETI, имеющим социальную природу и его предметом - поиском научно-техническими средствами феноменов, выражающих опять-таки гипотетические внешние проявления деятельности ВЦ (радиосигналы, "космические чудеса", палеоконтакты). Вот почему в отсутствии обоснованной теории SETI поиск ВЦ неизбежно приобретает значительно большую степень неопределенности, чем при исследовании других научных проблем;

- в-третьих, не имеющей прецедентов комплексностью проблемы SETI, включающей средства, методы и концептуальные структуры всех трех групп наук - естественных, социальных и технических (еще одна из черт постнеклассической науки), но пока недостаточно состыкованных.

4. Исследования в области SETI синтезируются и целенаправляются основаниями научного исследования, которые имеют многоуровневую структуру (см. работы В.С.Степина); сюда входят:

- философские основания, в том числе выраженная философским языком идея универсального эволюционизма и самоорганизации Вселенной, которая обосновывает существование ВЦ и всю проблему SETI;

- научная картина мира, на уровне которой разрабатываются гипотетические варианты образов ВЦ. В частности, при любых интерпретациях формулы Дрейка используются сценарии и модели универсального эволюционизма, сформулированные на языке НКМ. Особенно значимы в этих сценариях проблемы генезиса жизни и разума, которые пока остаются открытыми.

- идеалы и нормы описания и объяснения наблюдаемых феноменов. Сейчас, помимо знаний о процессах универсального эволюционизма и самоорганизации, используемых для объяснения феноменов SETI, особенно существенны дихотомия "естественное - искусственное", принципы презумпции естественности или равноправия обеих типов объяснения;

- идеалы и нормы движения к новому знанию выражаемые гипотетико-дедуктивной моделью. Различия систем исходных гипотез, используемых при построении таких моделей, привели к формированию разных исследовательских программ, например, поиск суперцивилизаций или цивилизаций иных типов (Н.С.Кардашев, В.С.Троицкий и др.);

- идеалы и нормы строения знания (по-видимому, невозможна единая теория SETI, а будет разрабатываться совокупность теорий, связываемых интертеоретическими отношениями, включая научную картину мира);

- идеалы и нормы доказательности знания. В области SETI они стандартны для науки, но крайне трудно достижимы практически.

5. Концептуальная система SETI включает анализ основных понятий этой области исследования: жизнь, разум, космическая цивилизация и др. Несмотря на многочисленные определения, данные в разное время, как вне рамок проблемы SETI, так и в контексте самой этой проблемы, они недостаточно надежны и носят, скорее, функциональный характер. Существует глубокий разрыв между смыслами, которые вкладывают в понятие цивилизации философия, социальные науки, исследования в области SETI, а также внутри каждой из этих областей познания. А в отношении понятия человеческого сознания, крайне важного для SETI, в современной науке сложилась вообще скандальная ситуация.

6. Эпистемологические проблемы понимания при контактах между космическими цивилизациями (если они когда-нибудь будут установлены). Существует, по крайней мере, три основных подхода к решению проблемы, как возможен обмен смысловой информацией между космическими цивилизациями:

- научные знания являются необходимыми и всеобщими для всех проявлений космического интеллекта; понимание между цивилизациями является делом сравнительно несложным (почти общепринятый подход);

- образы мира у неантропоморфных цивилизаций несоизмеримы, знания различных космических цивилизаций непереводимы, понимание между ними невозможно;

- при всем возможном различии между концептуальными системами космических цивилизаций не исключено существование некоторых когнитивных инвариантов. Фундаментальные законы и теории, входящие в состав систем знания разных цивилизаций, являются частными случаями этих когнитивных инвариантов; понимание сложно, но достижимо.

Наиболее перспективным является последний подход.

7. SETI, прошлое и будущее человечества, перспективы разрешения глобальных проблем техногенной цивилизации. Социокультурное значение проблемы SETI, во многом определяющее ее статус, состоит в том, что она, как отмечал когда-то С.Лем, позволяет установить, соответствуем ли мы "нормам развития" социальных космических структур, или же представляем собой "отклонение, уродство" (если ВЦ существуют). Еще недавно казалось, что неуклонный техногенный рост и превращение нашей цивилизации в суперцивилизацию неизбежны. Но сейчас размышления о перспективах выхода из тупиков, поставленные глобальными проблемами и АС-парадокс склоняют скорее к альтернативным точкам зрения относительно возможных перспектив космических цивилизаций. Конечно, обоснованное решение этой проблемы - дело будущего.