В.А.БронштэнМАХАТМЫ и АСТРОНОМИЯ Мир Огненный, 1996, N 1 (9), с.44-57. В "Письмах Махатм" {The Mahatma letters to A.P.Sinnet. 3-d edition. Madras, 1979. Русский перевод: Письма Махатм. Самара, 1993.} помимо религиозных, теософических, философских, этических и других вопросов, затрагиваются и проблемы, имеющие отношение к астрономии. Задачей работы автор считает анализ астрономического содержания "Писем Махатм" с точки зрения современной науки. Основным материалом для анализа послужило письмо Махатмы К.Х. к А.П.Синнету, редактору английской газеты "Пионер", издававшейся в Индии, от октября 1882 года (письмо N 23 по 3-ему английскому изданию, N 92 по русскому изданию 1993 г.) Письмо затрагивает весьма обширный круг проблем астрономии: природа Солнца и источники солнечной энергии; роль метеорной материи в Солнечной системе; природа планеты Юпитер, проблема неоткрытых планет, как в Солнечной системе, так и за ее пределами; земной магнетизм; вопросы, относящиеся к истории астрономии и физики. Ответы, которые дает Махатма К.Х. на вопросы Синнета, показывают, что он был высокообразованным человеком, следил за научной литературой по астрономии и смежным вопросам физики и геофизики. Все утверждения Махатмы К.Х., относящиеся к этим проблемам, автор разделяет на три группы:
б) утверждения, не получившие подтверждения; в) вопросы, относящиеся к истории науки. Анализируя ответы К.Х., автор подробно излагает суть проблемы, состояние науки того времени, характеризует ученых, упоминаемых в переписке, дает ссылки на источники. Все это представляет несомненный и самостоятельный интерес. В заключении автор приходит к следующему выводу: "несмотря на то, что К.Х. не был ученым, его взгляды представляют определенный интерес, прежде всего потому, что он предвидел многие научные открытия последующих лет, а также благодаря описанным им интересным эпизодам в истории науки". В редакционном введении к статье директор МЦР Л.В.Шапошникова отмечает, что автор подошел к исследованию проблемы "с точки зрения традиционной материалистической науки, избегая тех эпитетов и оценок, которые так распространены среди авторов, близких к теософским кругам <...> Он общается с Махатмами "на равных", вступает с ними в полемику и критикует их. Иными словами демонстрирует тот подход, который распространен в наших научных дискуссиях, где ничего не берется на веру. <...> В ряде мест ученый уличает Махатму в неправильностях. Однако полагаю, что эти "неправильности" получат в будущем свое оправдание и доказательства, так же как это сделал в нашем ХХ веке Виталий Александрович Бронштэн." Библиогр. 16 назв.
|