7.2 Опыт <Педагогики-SETI> астрономической обсерватории всероссийского детского центра <Орлёнок> (тезисы доклада)

Л.Н.Филиппова, зав.УИЛАО-SETI 352842, Краснодарский край, Туапсинский р-н, ВДЦ <Орленок>,
Астрономическая обсерватория 23 августа 1993 года

Актуальность работ, проводимых по проблеме <Поиск внеземных цивилизаций> (SETI), была признана мировым научным сообще-стзом астрономов " Международным Астрономическим Союзом (MAC) на конгрессе в 1982 году. К настоящему времени проблема SETI получила статус не только проблемы астрофизики, но и культуры в целом. В 1992 году в России при Академии Космонавтики им. К.Э.Циолковского создан Научно-культурный центр SETI. Культурная (з самом широком смысле) и профессиональная многоаспектность проблемы <Жизнь во Вселенной> содержит богатейшие потенциальные возможности для педагоги- ческой работы с подрастающим поколением.

Астрономической лабораторией Всероссийского детского Центра <Орлёнок>, работающей в условиях временного детского коллектива, накоплен некоторый опыт педагогики с ориентацией на проблему SETI. В дальнейшем для удобства используется ёмкость термина <педагогика-SETI>, несмотря на его очевидные относительность и условность.

Опыт <педагогики-SETI> обсерватории <Орлёнка> накапливается и развивается в направлении от SETI-игры к SETI-эксперименту.

Игровое разнообразие тематики <Жизнь во Вселенной> потенциально неисчерпаемо. От ролевых костюмированных детских игр в <Галактический симпозиум> и защиты фантастических проектов до перспективы разработок игровых компьютерных SETI- программ: серии <диалогов> с программированными <моделями разумов> (<искусственного интеллекта>, <дельфинов>, <инопланетян>...) с заданными параметрами сред обитания и др., вариантов <зашифрованных посланий> <внеземного разума>; тестов на оценку разумности собственного мозга и др.

Для создания научно-фантастических игровых ситуаций используются специально созданные силами сотрудников <Орлёнка> игровые устройства. Приводятся примеры игровых устройств и творческих заданий для ребят по тематике <Жизнь во Вселенной> и SETI.

В 1990 году в обсерватории <Орлёнка> организована специальная учебно- исследовательская лаборатория SETI, ведущая учебную, наблюдательную, и исследовательскую работу с ребятами, интересующимися проблемой существования внезем- ных цивилизаций. С этой целью проводится <малый SETI-практикум>, совмещенный с патрульными наблюдениями неба <Орлёнка> на популярной для SETI радиоволне 21 см. Для наблюдений используется небольшой радиотелескоп с параболической антенной диаметром 3 метра, получивший название <Аэлита>. В процессе проведения занятий ребята обучаются элементарным навыкам общения с аппаратурой радиотелескопа <Аэлита>; знакомятся с учебной информацией;

наблюдательными программами для SETI <Обзор> и <Зодиак>; принимают участие в SETI-играх и экспериментах; а также подключаются к размышлениям над задачами SETI проблемного характера.

Увлекателен процесс научного поиска внеземных цивилизация на профессиональной аппаратуре в обсерваториях мира. В США с 1992 года осуществляется долгосрочная программа непрерывного SETI до 2002 года. Увлекательна и педагогическая работа с детьми, ориентированная на культурные и научные аспекты SETI. Но для того, чтобы <педагогическое обеспечение> достойно отражало научные и' культурные стороны проблемы поиска внеземных цивилизаций, стимулировало творческий и интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, необходима серьезная поддержка финансовыми и материальными средствами нашей обсерватории и её SETI-проекта <Аэлита> (ком- пьютерами, наблюдательной оптикой, современными средствами наглядного обучения и т.д., включая создание по специальному заказу многоканального спектроанализатора для радиотелескопа и системы автоматического управления антенной по заданным координатам...).