[содержание] [главная]3.2. ВГЛУБЬ ВСЕЛЕННОЙ В ПОИСКАХ РАЗУМАЛ.М.ГиндилисВглубь Вселенной… в поисках Разума.Земля и Вселенная, 2005. № 3. С. 89-94.Рецензия на книгу Ю.Н.Ефремова «Вглубь Вселенной». М.: УРСС, 2003. Первое издание книги появилось в 1973 г., второе – в 1977 г., третье – в 1984 г. Астрономия за эти годы неузнаваемо изменилась, это касается и телескопов, и аппаратуры, и методов, и главное, наших представлений о Мироздании. Не удивительно поэтому, что книга полностью переработана. Часть глав написано заново, другие существенно обновлены. Но общий подход остался прежним. Он соответствует специфике «звездной астрономии» которая, в отличие от астрофизики, изучает не индивидуальные, а коллективные характеристики звезд и галактик и их взаимодействия. Изложение ведется в историческом плане, такой подход представляется оправданным: автор не перегружает читателя историческими деталями, но дает возможность оценить путь становления астрономической картины мира, где какие-то данные уточняются, какие-то черты со временем отбрасываются, но преемственность развития сохраняется. Новое знание не отменяет старое, а лишь ограничивает область его применимости. Главы 2-5 посвящены методам определения расстояний в астрономии. Это фундаментальная характеристика, без которой невозможно изучение природы небесных объектов и устройства Мироздания. Первая глава посвящена звездным картам и астрономическим каталогам. Следуя своему методу исторического раскрытия темы, автор начинает изложение с поэмы Арата (около 275 г. до н.э.), затем переходит к Гиппарху, Птолемею, Улугбеку, Тихо Браге и заканчивает современной картой созвездий, составленной по решению Международного Астрономического Союза (1922 г.) и опубликованной в 1930 г. Особый интерес представляет анализ птолемеевского «Альмагеста». Далее следуют собственно астрономические главы: 2. Растояния до звезд; 3. Диаграмма Герцшпрунга-Рассела; 4. Звездные скопления; 5. Верстовые столбы Вселенной (это, конечно, о цефеидах); 6. Открытие нашей Галактики; 7. Первопроходцы Вселенной; 8. Эволюция звезд; 9. Звездные ассоциации и звездные комплексы (этой главы в прежних изданиях не было); 10. Загадка звездных дуг (тоже новая глава, основанная на последних исследованиях автора); 11. Галактика «Млечный Путь»; 12. Магеллановы Облака; 13. Туманность Андромеды; 14. Галактики далекие и близкие; 15. Квазары и ядра галактик; 16. Красное смещение; 17. Будущее принадлежит астрономии; 18. Разум во Вселенной. И заключительная глава «Горизонт познания». Большой интерес представляет одна из заключительных глав «Будущее принадлежит астрономии». Речь в ней идет о космологии, о ее связи с физикой, о самых общих законах Мироздания. Способность человека описать формулами Вселенную в целом кажется божественным даром – пишет автор. И, наверное, многие с ним согласятся. Начиная главу о будущем астрономии, он признается: «Две вещи заставляют меня подозревать, что Высший разум существует, и что иногда его дух вселяется в гениальных людей. Это существование такой музыки, как «Прелюды» Листа, Четвертый концерт Бетховена, Шестая симфония Чайковского…Но также и способность человека начертать формулы, описывающие явления, неизмеримо далекие от всего, что дано нам в непосредственных ощущениях, – и при этом формулы, непреложные следствия из которых в конце концов претворяются в предметы и процессы, без которых уже не возможна наша повседневная жизнь». Проблеме Разума во Вселенной посвящена последняя (перед заключительной) глава книги. Она так и называется «Разум во Вселенной». Автор отмечает, что внутри нашего горизонта познания мы не нашли признаков существования иного разума, помимо земного. Проблема бросает вызов современному научному знанию: либо оно существенно неполно, либо мы очень много еще не понимаем в механизме интеллекта – а следовательно, и себя самих. Но если мы одни – это тем более непонятно. По всем оценкам жизнь и разум, подобные земным, должны были зародиться на множестве земноподобных планет у других звезд. Анализируя внешние космические причины возможной гибели цивилизаций, автор приходит к выводу, что более вероятной причиной могут быть внутренние факторы развития цивилизаций. Например, античная цивилизация, считает он, погибла скорее всего не от нашествия варваров (они лишь довершили процесс), а вследствие упадка, к которому привело какое-то изменение настроения общества, системы его ценностей. В связи с этим Ю.Н.Ефремов обращает внимание на потерю интереса к науке – процесс, который наблюдается во всем мире, а в нашей стране принял крайние формы. Экстраполируя этот процесс на другие цивилизации, он приходит к выводу, что, скорее всего, именно утрата интереса к науке является причиной гибели многих цивилизаций. Однако, если некоторым из них удастся пройти критическую стадию, они получат возможность неограниченного развития и могут обогнать нашу цивилизацию на миллиарды лет. Поскольку не видно предела их развитию, можно полагать, что многие «естественные» явления на самом деле являются результатом (или отходами) деятельности высокоразвитых космических цивилизаций. Автор указывает на некоторые «экзотические» возможности: гамма всплески, как выхлопы фотонных космических кораблей и др. Он обращает внимание на уникальную группу дугообразных звездных комплексов в Большом Магеллановом Облаке. Согласно В.А.Лефевру, подобные гигантские дуги могут быть искусственными образованиями. Лефевр отмечает также наличие глубокой аналогии между характеристиками черных дыр и человеческой психической деятельности, в частности, жесткую разграниченость внутреннего и внешнего мира для обоих феноменов. Обращается внимание на идеи Н.С.Кардашева и Г.М.Идлиса о возможности ухода цивилизаций в другие пространственно-временные миры. Молчание Вселенной возможно объясняется очень узким во времени «окном контакта» – порядка 103 лет. Вне этого окна для всех цивилизаций – недозревших и перезревших – характерно молчание. Первые не располагают достаточной для связи мощностью, а вторые используют неизвестные нам каналы. Автор полагает, что, скорее всего, иной Разум будет обнаружен не путем целенаправленного поиска сигналов, а в процессе обычных астрономических наблюдений, которые, несмотря на впечатляющие успехи астрономии, находятся еще в самом начале. В заключительной главе он вновь возвращается и более подробно анализирует вопрос о возможном «горизонте познания». Он высказывает ряд критических замечаний по поводу «богоискательских» настроений современной научной интеллигенции. В связи с проблемой соотношения между Творцом и Вселенной, он вновь ставит кардинальный вопрос – можем ли мы распознать природу тех или иных объектов или явлений, если они суть творения далеко обогнавшей нас цивилизации... Автор поддерживает идеи В.А.Лефевра о «новой космологии», в которой «живые организмы» и «цивилизации» с одной стороны, и феномены «физической картины» мира, с другой – выступали бы как различные проявления единой конструкции. Близкой точки зрения придерживаются и другие авторы (Отто Струве, А.Д.Линде и др.). Излагаются идеи известного американского космолога Э.Харрисона об искусственном создании вселенных. При этом происходит отбор вселенных, наиболее благоприятных для разумной жизни. Эта гипотеза объясняет не только удивительно тонкую приспособленность нашей Вселенной для жизни и человека (антропный принцип), но и постижимость ее для нас: она создана существами, чьи мыслительные процессы и понятия принципиально подобны нашим, поскольку мы – их далекие потомки и возможно предки следующих поколений творцов и повелителей вселенных. Если космические субъекты могут творить новые вселенные, то они и есть воплощение Высшего Разума. Возможно, что на этом пути следует искать и объяснение величайшей загадки человеческого бытия – происхождение морального закона. Ссылаясь на идеи В.А.Лефевра о космическом субъекте, автор приходит к выводу, что рассматриваемые совместно два предположения: о том, что Вселенная создана космическими разумными субъектами и что они, по определению, обладают совестью, –способны решить вопрос о том, откуда она взялась у нас. Книга кончается такими вдохновенными и вдохновляющими словами: «Итак, возможно, что и мы научимся когда-нибудь творить вселенные, возможно, что творение и эволюция не исключают друг друга, и мыслимый многими Творец – не внеприродный субъект, а продукт и причина естественной эволюции. Разве причастность к глубоким проблемам человеческого бытия и мироздания не наполняет жизнь высшим смыслом? И эта причастность осуществляется в науке не на уровне умозрительных рассуждений, как в теологии или философии, а как участие в реальной работе, приводящей к возможности экстраполяции теорий, многократно проверенных в физических опытах и астрономических наблюдениях. Как смешны и убоги высказывания о том, что наука чужда “духовности”, чужда высшим потребностям человеческой души... Наука пришла к пониманию того, что мы, Люди, сможем стать когда-нибудь могущественными, как Боги. <...> Мы поклоняемся мечте о том, что в мире, в котором свободное развитие каждого станет неразрывно связано со свободным развитием всех, человеческое научное исследование сможет когда-нибудь взять в свои руки штурвал эволюции...» |