[содержание] [главная]

3.7. Воспитание космического сознания.

И.А.Феодулова

НА ПУТИ К ВОСПИТАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ РЕБЕНКА

 Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. Материалы международной научно-общественной конференции. 2003. Том 2. М., 2004. С. 294-305.

 Осознавая себя в окружающем мире, люди всегда связывали свое существование с жизнью Космоса. В связи с этим, правомерно говорить о Космическом сознании человека. Можно определить Космическое сознание как человеческое свойство воспринимать или осознавать Космос. Самым первым зародышем Космического сознания было простое созерцание звездного неба, которое затем перешло в его систематическое наблюдение и изучение. Попытка объяснить существующую закономерность между земными и небесными явлениями привела к появлению системы астрологических знаний. Позже появилась астрономия - древнейшая из наук, свидетельствующая о том, что изучение неба было одной из самых первых интеллектуальных потребностей человека.

Изучая прошлое, мы обнаруживаем присутствие космизма и в искусстве. В отдаленные тысячелетия уходят наскальные рисунки, изображающие небесные светила. Космические мотивы в виде ритмичного орнамента и солярных знаков присутствуют в прикладном народном творчестве. Большинство народных праздников, ритуалов и обрядов отображают именно космические явления. Одними из самых первых представлений человека о Космосе были космогонические мифы о Вселенной, мифы о богах, населяющих небо и управляющих земной жизнью. Небо выступало перед человеком, как направляющее начало. Космос помогал ориентироваться в пространстве и времени, организовывал повседневную жизнь. Человек был глубоко уверен в существовании своей неразрывной связи со Вселенной и свои земные дела оценивал с космических позиций. В дальнейшем к образно-мифологическому (а затем и религиозному) пути познания мира, отражающему только одну очень важную духовную сторону реальности, прибавилось возникшее научное мышление, отражающее изучение не менее важной материальной стороны единой существующей реальности. Однако при этом потерялась цельность и единство восприятия мира, но зато прибавилась важная сторона его познания - тщательное изучение мира материи, его движения и физических свойств. И религиозное и научное мировоззрение содержат в своей основе космичность, то есть видение взаимосвязи человека и Космоса, хотя форма и качество проявления космизма у них различные. Таким образом, космическое сознание - это коренная особенность человеческого интеллекта. Можно предположить, что Космическое сознание является частью нашей генетической программы. И это не случайно. Являясь частью Космоса и развиваясь по его законам, человек в своей основе имеет космическое происхождение.

Эволюция Космического сознания от простого созерцания величественной картины звездного неба до религиозного верования в его высшую разумную силу и научного осмысления Космоса – это сложный закономерный процесс, который неизбежен и ведет к постоянному расширению знаний о Вселенной, т.е. к возрастанию и качественному изменению Космического сознания. Космическое сознание тесно связано с мировоззрением, оно формирует человека, как мыслящее существо и играет важную роль в его жизни.

В современную эпоху космическое сознание  претерпевает существенные качественные изменения. Это связано с интенсивным освоением и изучением Космоса, а также с тем, что человечество подошло к критической точке своего развития, о чем свидетельствуют наступившие глобальные кризисы на Земле. Пытаясь их разрешить, люди начинают задумываться об их причинах и о своей роли в общем мировом эволюционном процессе.

Важным событием в области изучения Космоса стало возникновение в середине прошлого века нового научного направления - SETI, занимающегося поиском жизни и разума во Вселенной. Благодаря интенсивному изучению Космоса земное обособленное сознание человека постепенно расширяется до масштабов всей видимой Вселенной.

Изучение физики Солнца, гравитационных воздействий ближайших небесных тел, проблем астероидной и кометной опасности показало зависимость нашей планеты от ближайших космических объектов и навело на мысль о возможной зависимости и от всего Космоса в целом. На это указывал в своих работах А.Л.Чижевский. Об этом же говорится и в Живой Этике.

Происходит еще одно важное качественное изменение в сознании - изменяется смысл многих человеческих устремлений и творческих поисков. Это выражается в потребности понять и осмыслить свое место во Вселенной, а также свою роль в ее общем эволюционном развитии. Человеку стало важно не только изучать небесные тела сами по себе, но и знать, в каких отношениях он находится со Вселенной.

Сегодня, на наших глазах происходит удивительное явление сближения мировоззрения точных наук и духовной области, которое может полностью перевернуть наше представление о Вселенной и человеке и привести к формированию новой парадигмы познания и к созданию целостной картины мира.

Изучая Солнечную систему, человек узнал об уникальности своей планеты. В связи с этим, люди все больше приходят к мысли о необходимости особенно ответственного подхода к сохранению природы и цивилизации Земли. Человечество также начинает понимать необходимость осознания ответственности за возможные последствия своей деятельности и в масштабе всего Космоса. Таким образом, уже в наше время зарождается космо-экологическое мышление.

С другой стороны, может оказаться, что человеческая деятельность в Космосе не будет только технической, но включит также и социальные моменты. Уже сегодня ученые ведут поиски жизни и разума во Вселенной. Они надеются, что когда-нибудь предстоит встреча с представителями Внеземных Цивилизаций. И в основе таких отношений должны лежать принципы взаимного сотрудничества и стремление к творческому осознанию Мира. Принципы сотрудничества с Дальними Мирами рождают Космическую Этику, о которой писал в начале XX века К.Э.Циолковский.

Космическое сознание представляет собой чрезвычайно важный элемент духовного начала человека, обращенного к общечеловеческим ценностям. Космическое сознание начинает прорываться во все сферы человеческой деятельности. На всех уровнях современного развития - научном, культурном, бытовом – мы наблюдаем возрождение в сознании человека древней идеи космизма.

Вот почему именно сегодня так необходимо учитывать в воспитании и в образовании космическое начало человека, его космическое сознание. Идея космического воспитания для педагогики не нова. Еще в начале прошлого века ее высказывал наш замечательный отечественный педагог Константин Николаевич Вентцель (1857-1947). Ориентация мышления ребенка на Космос, воспитание у него Космического сознания может являться сегодня одним из средств максимального развития творческого индивидуального начала в ребенке. Основной задачей космического воспитания будет являться развитие в ребенке космического самосознания, т.е. сознания самого себя, как неразрывной части беспредельного Космоса. Другой важной задачей космического воспитания могло бы быть формирование космо-экологического и космо-этического мышления, как важнейших нравственных принципов. Наконец, необходимо развивать в ребенке стремление творчески участвовать в жизни Космоса. Изучение Вселенной должно помогать ребенку стать творческой личностью в максимально возможной для него степени. Космическое сознание должно сочетать и повседневное существование и космическое измерение человека и бытия. Задача состоит в том, чтобы правильно расставить приоритеты. Космическое сознание это система мышления и образ жизни, который вырабатывает привычку жить согласно законам природы и эволюции. Космическое сознание поднимает нравственность, устремляет к духовному развитию, повышает культурный уровень ребенка.

  Воспитывая Космическое сознание, мы развиваем у ребенка новую систему ценностей - духовных, которая основана на понимании Вселенского закона. Ребенок постигает, что является неотъемлемой частью беспредельного Космоса. Это порождает у него глубокое уважение к жизни и сочувствие ко всем живым существам, а, следовательно, значительно уменьшает склонность к аморальному и антисоциальному поведению, учит его любви, состраданию и терпимости. Он начинает понимать, что сам является важной частью единого Целого и потому, вредя другим, он вредит себе. Такое поведение ребенок сознательно сделает исходною точкою и базисом всей своей последующей жизни.

Одним из шагов к формированию Космического сознания может стать работа с подрастающим поколением в области проблемы SETI, в которой тесно переплелись научные, философские и духовные искания человечества. Занимаясь проблемой SETI, учащиеся получают возможность посмотреть на свою планету как бы со стороны и оценить все происходящее на ней. И это особенно важно для подрастающего поколения, так как от их мировоззрения будет зависеть дальнейшая судьба планеты. Занимаясь проблемой, SETI ребенок смог бы почувствовать себя Гражданином Космоса и осознать свою ответственность за судьбу планеты и Вселенной.

Библиография 15 назв.