[содержание] [главная]

3.6. «Здравствуй, Галактика!».

Б.Г.Пшеничнер

ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ, ГАЛАКТИКА!» КАК ОСНОВА КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.

Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. Материалы международной научно-общественной конференции. 2003. Том 2. М., 2004. С. 285-293.

Проект «Здравствуй, Галактика!», осуществляемый в Московском городском Дворце детского и юношеского творчества (МГДДЮТ), состоит из двух частей: отправка детского радиопослания внеземным цивилизациям и поиск сигналов от внеземных цивилизаций. Первое детское радиопослание было отправлено в августе-сентябре 2001 г. с помощью Евпаторийского радиолокатора, установленного на 70-метровой антенне П-2500 (См. «Вестник SETI», 2002. №3/20. с.4-22).

При реализации проекта педагоги и ученые руководствовались следующими педагогическими идеями:

– работа над проектом – средство формирования космического и экологического сознания учащихся, воспитания ответственного отношения к жизни общества, повышения уровня личной культуры, развития творческого потенциала участников проекта;

– открытость проекта для участия в нем заинтересованных коллективов и отдельных школьников;

– сотворчество учащихся педагогов и ученых в процессе работы над проектом и его реализации;

– приоритетная роль учащихся в определении концепции и содержания проекта при строгом научном обосновании благодаря сотрудничеству на всех этапах со специалистами.

Среди вопросов, которые обсуждались учащимися при подготовке проекта, были: стоит ли заниматься разработкой Послания, если нет уверенности, что его кто-нибудь, когда-нибудь получит; что рассказать о нашей Земле и о нашей цивилизации, ведь у нас много и хорошего, и плохого; как выбрать главное, и что является главным; имеет ли право на существование именно детское послание; в чем особенность формы и содержания детского послания. В итоге этих дискуссий участники проекта пришли к выводу, что Послание необходимо готовить, что работа над ним даст возможность каждому участнику задуматься над результатами, с которыми человечество входит в век. Для тех, кто включится в это дело, открывается возможность посмотреть на нашу Землю как бы со стороны и оценить все происходящее на ней. Это особенно важно для детей и молодежи, от взглядов и поступков которых будет зависеть судьба планеты. Это Послание не только к звездам, но и в будущее нашего человечества, из него потомки смогут узнать о проблемах нашего времени и ценностях ребят на рубеже XX и XXI веков.

Идеи Послания были одобрены на международной конференции «Космический патруль» в июле 2000 г. Было принято решение, что Послание должно состоять из краткого текста, рисунка, музыкальной части и игрового момента. Параллельно с разработкой структуры, формы и содержания Послания шла работа по выбору звезд адресатов.

Реализация проекта стала возможной благодаря сотрудничеству с ведущими научными учреждениями. Во время отправки Послания в Евпатории была проведена школа-семинар для участников проекта. Работа над проектом продолжается. Наряду с подготовкой нового Послания, участники проекта включились в поиск разумных сигналов от ближайших звезд. Поиски ведутся с помощью радиотелескопа РТ-22 (см. Рудницкий Г.М. Поиск узкополосных сигналов ВЦ на радиотелескопе РТ-22 в Пущино в 2002-2003 гг. //«Вестник SETI, 2003», № 5/22–6/23. С. 12-20). Летом 2002 и 2003 годов на базе радиоастрономической станции АКЦ ФИАН и Пущинского экологического лицея проведена школа-конференция, в которой участвовали дети из Москвы, Калуги, Волгодонска, Серпухова и Пущино.

Реализация проекта «Здравствуй, Галактика!» имеет большой педагогический потенциал. Здесь обучение, исследовательский эксперимент и воспитание связаны неразрывно. Содержание проекта отличается широтой: вопросы философии , науки и искусства гармонично сочетаются. А осознание важности существующих проблем для будущего нашей цивилизации способствует социализации юных участников проекта, воспитывает у них чувство гражданской ответственности за будущее планеты. Знакомство с проблемой SETI и тем более практическое участие в ее реализации может иметь весьма большое значение для нравственного развития учащихся, повышения их эрудиции и культуры.