[содержание] [главная]

3.4. Познание и вера.

В.А.Лефевр

ПОЗНАНИЕ И ВЕРА

Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. Материалы международной научно-общественной конференции. 2003. Том 1. М., 2004. С. 307-311.

 Познавая окружающий мир, человек сталкивается с определенной двойственностью своего сознания. Одна часть его подчинена чистой логике мысли и тому, что он наблюдает; вторая основана на вере. Наша мораль, наши высшие оценки не могут быть обоснованы ни логически, ни экспериментально. Их истинность определяется нашей способностью верить. И только эта способность придает нашим поступкам смысл. Холодное научное постижение истины невозможно без веры в то, что познание – наше предназначение и даже обязанность.

Мы верим, что не одиноки во Вселенной. Мы допускаем, что в космическом пространстве обитают подобные нам существа. Мы предполагаем, что их присутствие может быть обнаружено объективными методами. Что значит «подобные нам»? Можно полагать, что эти существа, как и мы, способны изучать  окружающий мир и самих себя, должны создавать совершенную технологию и перемещаться в космическом пространстве. Но они не обязательно должны быть похожи на нас по своей физической природе. В работах автора 1977, 1982 и 1992 гг. показано, что наша способность оперировать с понятиями добра и зла подчиняется ясной математической  схеме, которая сама по себе никак не связана с конкретной биологической природой человека. Отсюда можно было предположить, что формальная  структура совести и является тем специфическим качеством, которое характеризует класс подобных нам космических существ. Такие существа, будучи тождественны нам своими глубокими переживаниями, могут, тем не менее, быть бесконечно далеки от нас по своей физической природе.

Можно было полагать, что наша  специфическая особенность (и особенность подобных нам существ) состоит не столько в том, что мы умны, сколько в том, что мы обладаем совестью. Однако последние эксперименты на животных (крысы, голуби) показали, что у них явно проявляются зачатки совести. Это означает, что понятие «мы» (то есть подобные нам существа) надо распространить на все живое.