1.2. Мы одиноки во Вселенной.

Станислав Лем
Samonti w kosmosie.
Prze kroj (Пше круй), 2002. N16. С. 74.

На протяжении последних лет в прессе всё чаще появляются сообщения об открытии планетных систем около других звёзд за пределами Солнечной системы. В сущности, такие планеты, обращающиеся вокруг других звёзд, невозможно наблюдать непосредственно даже с помощью самых мощных астрономических инструментов. Доступны наблюдениям лишь незначительные смещения спектральных линий звёзд, обусловленные тем, что гипотетическая планета оказывает слабое гравитационное воздействие на центральную звезду. На сегодняшний день в каталогах зарегистрировано около сотни открытых таким способом планет. Однако все они - газовые сферы, подобные нашему Юпитеру, причём размеры большинства из них даже больше. Масса Юпитера, крупнейшей планеты Солнечной системы, в 300 раз превосходит земную, и у него нет твердой поверхности, так как он состоит из газа с таким бурным поведением, что излучает больше энергии, чем получает от Солнца.

Из вышесказанного следует, что на больших газовых планетах, открытых также и польскими астрономами, не может существовать жизнь. Кроме того, как показывают наблюдения и расчёты, орбиты таких планет часто отличаются от круговых. Только круговые орбиты не нарушают устойчивое обращение внутренних планет земного типа. В то же время гигант, движущийся по нерегулярной орбите и имеющий сильное гравитационное поле, отбрасывает тела типа Земли либо в космическое пространство, либо внутрь своей планетной системы, где они как бы погружены в излучение материнской звезды.

Статистика показывает, что газовых гигантов, ведущих себя довольно безобидно, как наш Юпитер, гораздо меньше, чем движущихся по неустойчивым орбитам. С этой точки зрения современные открытия планетологии далеки от обнаружения планет, способных обладать биосферой, как наша Земля. А поскольку мы знаем, что 4 млрд. лет существования земной атмосферы увенчались созданием условий, венцом творения которых несколько сотен тысяч лет назад стал человек, то одним из начальных условий появления существ, подобных земной фауне и флоре, является период космической эволюции без сильных катаклизмов в планетной системе.

Иначе говоря, стабильные планетные системы типа нашей должны составлять меньшинство во всех галактиках. Это утверждение нарушает так называемый коперниканский принцип, согласно которому как Земля и другие планеты, так и Солнце должны быть основными элементами каждой галактики. Впрочем, не только правильные круговые орбиты и взаимные расстояния способствуют биогенезу в системе. Вполне вероятно, что содержание металлов на Солнце нетипично по сравнению со средним содержанием у миллиардов звёзд. Результаты наблюдений, расчётов и размышлений указывают на то, что наше небесное тело с бурлящей на его поверхности жизнью - исключение, и следовательно, исключительное явление на фоне мёртвого свечения космоса.

В свете этого шанс открытия внеземных цивилизаций кажется нам крайне низким. В течение 3 млрд. лет лишь земные океаны были средой обитания микроорганизмов. Первые многоклеточные организмы появились не менее полумиллиарда лет назад, тогда как появление гумоноидной ветви млекопитающих, завершившееся формированием человека разумного, как ни парадоксально, связано со страшной катастрофой для жизни на Земле - столкновением с метеороидом 65 млн. лет назад, что положило конец длившейся 140 млн. лет эре динозавров.

Стоит добавить, что по мнению учёных, занимающихся поисками следов подобных катаклизмов, которые уничтожили большое число видов, наш собственный вид Homo sapiens можно рассматривать как очередного потенциального виновника "зооцида", так как созданная человеком цивилизация быстрыми темпами уничтожает различные виды растений и животных.

Перевод с польского М. Рутковская.

От редакции

Статья Станислава Лема возрождает (впрочем, никогда не утихавшую) дискуссию об уникальности человечества во Вселенной. Когда-то С.Лем решительно возражал против такой точки зрения. Особенно показательна его дискуссия с И.С.Шкловским, опубликованная в 1977 г. в журнале "Знание--сила" (N 7, с. 40-42), где Лем приводит очень убедительные аргументы против доводов своего оппонента. Теперь он сам встаёт на его позиции. Следует отметить, что никаких объективных предпосылок для переоценки позиции за эти годы не возникло. Основной аргумент Лема состоит в том, что подавляющее большинство открытых внесолнечных планет относится к типу "горячих юпитеров", на которых не может быть жизни. Между тем, обнаружение внесолнечных планет скорее можно рассматривать как важный аргумент в пользу множественности обитаемых миров. Во время дискуссии Шкловский-Лем Солнечная система была единственной известной нам планетной системой в Галактике. Чувствительность аппаратуры в то время была недостаточной для уверенного обнаружения внесолнечных планет. В последнее десятилетие ХХ века был достигнут существенный прогресс в создании звёздных спектрометров с высоким разрешением. Этого оказалось достаточным, чтобы уверенно обнаружить планеты типа "горячих юпитеров", но планеты типа нашего Юпитера всё ещё находятся на пределе обнаружения, а планеты земного типа - далеко за пределом обнаружения современной аппаратуры. Таким образом, мы имеем дело с хорошо известным эффектом наблюдательной селекции. Значимые выводы можно будет делать только после того, как чувствительность аппаратуры достигнет уровня, при котором можно будет обнаруживать планеты земного типа с той же достоверностью, с какою сейчас обнаруживаются "горячие юпитеры".

Редакция публикует статью С. Лема, отдавая дань глубокого уважения к великому писателю и мыслителю, и как свидетельство любопытных коллизий в вековом споре о множественности обитаемых миров.

Л.М.Гиндилис