[главная]Взаимосвязь проблем «Педагогики-SETI» и астрономического образованияЕ.П. ЛевитанВ последнее десятилетие благодаря усилиям Л.Н. Филипповой и других энтузиастов «Педагогики-SETI» идеи этого педагогического направления получили значительное распространение и развитие. Здесь можно выделить два основных аспекта: а) «Педагогика-SETI» - один из мотивов формирования устойчивого интереса к изучению астрономии (причем не только у детей разного возраста, но также у студентов и взрослых людей, в том числе уже имеющих высшее образование); б) «Педагогика-SETI» - уникальное поле для творческой деятельности школьников (и студентов!), желающих не пассивно, а активно заниматься проблемами SETI и МETI. Однако цель данной заметки не в том, чтобы еще раз привлечь внимание к «Педагогике-SETI» (хотя это важно!). Мне хотелось бы отметить «обратную связь», которая все-таки остается в тени. Имеется в виду, что астрономическое образование (прежде всего школьное!) является фундаментом «Педагогики-SETI». Но, разумеется, это лишь одна из задач, которые оно решает. Астрономическое образование – составная часть культуры человека, живущего в Космической эре. Оно формирует научное мировоззрение, столь необходимое в условиях очередного расцвета всех разновидностей паранауки, представители которых обычно апеллируют к каким-то, только им известным, «законам космоса». Астрономическое образование призвано способствовать созданию иммунитета против бытующего мракобесия. Но, к сожалению, школьная астрономия сама нуждается в защите и поддержке, причем срочной и эффективной. Не устаю повторять, что астрономическая безграмотность способствует оболваниванию подрастающего поколения. Неправдоподобной кажется информация о том, что почти треть опрошенных россиян толком не знает, Земля ли вращается вокруг Солнца или Солнце вращается вокруг Земли (об этих данных ВЦИОМ см. и статью автора «Космонавтика и школьная астрономия»; Земля и Вселенная, 2007, № 5, посвященный 50-летию Космической эры и 150-летию К.Э. Циолковского). Такие «эрудиты», не задумываясь, поверят любой фальшивке, на которой изображена «летающая тарелка», но вряд ли захотят сколько-нибудь серьезно вникать в сущность научной проблемы ВЦ. Здесь мы и подходим к упомянутой выше «обратной связи»: плодотворная разработка проблем SETI невозможна без генерирования соответствующих научных и конструкторских идей. На помощь (а потом и на смену!) нашим замечательным ученым, конструкторам и просветителям должна постоянно приходить образованная и талантливая молодежь. Рискну сравнить историю рождения космонавтики и связанные с «человеческим фактором» возникшие в ней проблемы с похожими SETI-проблемами. В свое время извечный интерес людей к тайнам мироздания и стремление совершать полеты к загадочным светилам привели к появлению сначала теоретической, а ровно полвека назад и практической космонавтики (в связи, в частности, с успешным развитием ракетной техники). Сегодня уменьшился приток молодежи в российские научно-исследовательские институты и конструкторские корпорации, связанные с космонавтикой. Это в первую очередь объясняют причинами экономического характера, но есть и другие. Среди них – потеря интереса к освоению космоса: всеобщий восторг, вызванный запуском наших первых ИСЗ и полетами наших первопроходцев космоса, сменился столь же всеобщим равнодушием. (Вы, уважаемый читатель, знаете, кто в данный момент работает на МКС и что там делают космонавты и астронавты?) Снижение «бытового» интереса к космонавтике привело и к снижению общественного интереса к ней. А ведь в числе носителей такого интереса - и наши политики, и законодатели, и члены правительства, то есть люди, от которых зависят судьбоносные для космонавтики решения. В начале 90-х создавалась Академия космонавтики. В первые годы ее существования особенно активно работали члены Президиума, представляющие гуманитарно-философское направление. Мы много говорили о том, что формирование общественного мнения по отношению к космонавтике – главная задача Академии, но не были в должной мере услышаны. А жаль… Связь сказанного с грядущей судьбой развития проблем SETI и МETI состоит в том, что, как и в случае космонавтики, сейчас необходимо уделять большое внимание формированию интереса к SETI-проблемам. Человек, родившийся и растущий в Космической эре, должен быть ее современником не только «хронологически». Дети, подростки и старшеклассники, если они получают в школе систематизированные знания основ астрономии, буквально загораются увлекательными SETI и МETI-проблемами, и это пламя возникшего интереса не должно угасать! Итак, формирование устойчивого интереса к астрономии органически связано с формированием интереса к SETI-проблемам. Это обстоятельство, по-моему, должно учитываться пропагандистами SETI-проблем и находить отражение в проводимых ими мероприятиях (семинары, конференции) и в публикациях в периодической печати. К слову сказать, на страницах научно-популярного журнала Президиума РАН «Земля и Вселенная» начиная с самого первого номера (№ 1, 1965) и до сегодняшнего дня публикуются статьи по проблемам SETI и даже есть в «Земле и Вселенной» наряду с рубрикой «Астрономическое образование» постоянная рубрика «Проблемы SETI», в создании и функционировании которой самую активную роль играет Л.М. Гиндилис. Может быть, следовало бы подумать о создании постоянной рубрики «Проблемы астрономического образования» в «Вестнике SETI», а также на российском SETI-сайте? 29.06.07 |