Сигнал отправлен:

первое детское радиопослание внеземным цивилизациям

л.м.гиндилис,

кандидат физико-математических наук ГАИШ МГУ

"Земля и Вселенная" 2002. № 5. С.82-96.

В конце августа - начале сентября 2001 г. из Национального центра управления и испытания космических средств Украины (бывший Центр дальней космической связи СССР) вблизи Евпатории с помощью мощного передатчика 6-см диапазона, установленного на 70-м антенне П-2500, отправлено первое радиопослание к звездам от детей Земли. Сеансы передачи состоялись 29 августа, 3 и 4 сентября. В качестве звезд-адресатов были выбраны 6 звезд солнечного типа в созвездиях Дельфина, Близнецов, Большой Медведицы, Девы, Дракона и Гидры: HD 197076, HD 50692, HD 95128 (47 Большой Медведицы), HD126053, HD193664, HD 76151. Послание включает музыкальную часть, рисунок-эмблему и текст на русском и английском языках, а также словарь образов. Работа выполнялась в рамках Московского открытого проекта "Здравствуй, Галактика!". Головная организация -Московский городской дворец детского и юношеского творчества при научной консультации НКЦ SETI. Передача осуществлена специалистами ИРЭ РАН, РНИИКП и НЦУИКС Украины.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

В начале 2000 г. в Московском городском дворце детского и юношеского творчества (МГДДЮТ) проходила подготовка к международной конференции "Дети Европы на пороге XXI века". Заведующий отделом астрономии и космонавтики МГДДЮТ Б.Г. Пшеничнер предложил включить в работу конференции подготовку детского радиопослания внеземным цивилизациям. Идея была поддержана педагогическим советом отдела, а затем оргкомитетом конференции.

Надо думать, идея возникла не случайно. В начале 90-х гг. в отделе астрономии и космонавтики в течение нескольких лет работал учебно-научный семинар по проблеме внеземных цивилизаций, организованный Научно-культурным центром SETI (руководитель Л.М. Гиндилис), затем начал работать клуб "Космос и человек" (руководитель И.А. Феодулова), в котором тематика внеземных цивилизаций занимала видное место. Отдел астрономии и космонавтики выступил одним из учредителей Детского центра SETI (как филиала НКЦ SETI). В конце 90-х была предпринята попытка организовать игру по приему радиосигналов ВЦ, в которой одна часть ребят инициировала прием сигналов в виде помех, появлявшихся при работе на компьютерах, а другая, ничего не знавшая об этом, должна была догадаться, что это разумные сигналы, и попытаться расшифровать их. Так что почва для идеи направить настоящее радиопослание ВЦ готовилась в течение ряда лет.

По мысли инициаторов, работа над Посланием давала возможность участникам посмотреть на нашу планету как бы со стороны, задуматься о состоянии нашей цивилизации на рубеже веков, о будущем человечества и своей ответственности за судьбу Земли.

В отделе астрономии и космонавтики была создана инициативная группа из учащихся, в которую вошли: Вячеслав Авдеев, Анатолий Аникеев, Татьяна Аникеева, Андрей Гутионтов, Егор Киселев, Виктория Путаньш, Владимир Филиппов. Группа работала под руководством Б.Г. Пшеничнера и И.А. Феодуловой. Для консультаций через НКЦ SETI были привлечены сотрудники научных учреждений: Л.М. Гиндилис (ГАИШ), А.Л. Зайцев (ИРЭ РАН), Н.Т. Петрович (МГГУСИ) и Л.Н. Филиппова (НКЦ SETI).

Инициативная группа подготовила первый вариант Послания, который обсуждался на секции "Послание внеземным цивилизациям" в рамках конференции "Дети Европы на пороге XXI века", проходившей в Москве в июле 2000 г. Уже в этом, первом варианте определены основная структура и содержание Послания, впоследствии уточненные и доработанные. По предложению инициативной группы Послание включало музыкальную часть, рисунок-эмблему, текстовое сообщение и описание некоторых игр. Содержание музыкальной части предложили Е. Киселев и В. Филиппов, они же разработали рисунок-эмблему.

Идея использовать музыку и игры в обмене информацией между космическими цивилизациями принадлежит известному советскому астрофизику В.Ф. Шварцману. Он считал, что алгоритм игр позволяет сделать важные выводы о функционировании нашего мозга, а музыка может поведать высокоразвитой цивилизации об устройстве человеческой психики много больше, чем данные нейрофизиологии. Развивая идеи В.Ф. Шварцмана, А.Л. Зайцев предложил использовать при передаче музыки уникальный музыкальный инструмент - терменвокс. Он был изобретен замечательным ученым и инженером Л.С. Терменом в 1918 г. Прибор представляет собой два идентичных автогенератора - опорный и управляемый плавным движением руки исполнителя. Разностная частота генератора и есть рождаемая мелодия. Терменвокс генерирует узкополосный квазисинусоидальный сигнал с гладкой частотной модуляцией без разрывов фазы при смене частоты, что делает его оптимальным для обнаружения и выделения из шумов космоса. Для излучения в космическое пространство по радиоканалу сигнал терменвокса необходимо просто перевести вверх по частоте в соответствующий частотный диапазон.

Идея Послания, его концепция и состав одобрены на пленарном заседании конференции. Было решено продолжить работу над Посланием и привлечь к ней новых участников.

московский ОТКРЫТЫЙ ПРОЕКТ "ЗДРАВСТВУЙ, ГАЛАКТИКА!"

В сентябре 2000 г. работа над Посланием была продолжена. Кроме московских ребят, к ней подключились учащиеся из Калуги под руководством педагога А.А. Борисовой, коллектив юных астрономов из г. Зеленогорска Красноярского края под руководством СЕ. Гурьянова, ребята из коллектива "Альбирео" Дворца детского творчества г. Воронежа. Многие ребята прислали свои предложения, особенно по текстовой части Послания, по почте, а также через Интернет. Всего проявили инициативу около 1000 учащихся из Москвы и других городов России, из Белоруссии и с Украины. Систематически над Посланием работало несколько десятков учащихся. Проект был поддержан Правительством Москвы, и поскольку в нем приняли участие представители других регионов, он получил рабочее название "Московский открытый проект: первое детское послание внеземным цивилизациям".

Для руководства и координации этой деятельности в Москве была образована рабочая группа из детей и взрослых. В нее вошли учащиеся: А. Аникеева, А. Аникеев, В. Белокопытова, Д. Ильин, М. Казаков, Е. Киселев, Д. Михайлова, Д. Петухова, И. Сергеев, С. Скрябин, В. Филиппов. Из взрослых: Б.Г. Пшеничнер (руководитель проекта), И.А. Феодулова (координатор проекта), А.Л. Зайцев (научный руководитель), СП. Игнатов (технический руководитель), Л.М. Гиндилис (главный научный консультант), консультанты - Е.В. Казаков, Л.Н. Филиппова, СП. Яценко. Позднее к рабочей группе подключился известный специалист по космической связи профессор Н.Т. Петрович.

В апреле 2001 г. в МГДДЮТ, в рамках ежегодной конференции "Космический патруль", работала секция "Поиски внеземного разума", на которой были подведены итоги работы над Посланием. В предварительных обсуждениях (включая письма и Интернет) предложены варианты названия проекта: Зов Земли; Здравствуй, Галактика!; Привет; МИР (Мы Ищем Разум); КОСМОМОСТ (Космический Мост); ДРУГ (Детское Радиопослание Услышь Галактика); Вместе. Остановились на названии "Здравствуй, Галактика!". Тогда же было решено посвятить проект началу III тысячелетия и 40-летию полета Ю.А. Гагарина. Передачу Послания наметили на август 2001 г.

ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

С самого начала планировалось осуществить передачу Послания с помощью мощного планетного радиолокатора, установленного на 70-м антенне П-2500 в Евпатории. Очень удачно, что один из активных участников проекта А.Л. Зайцев, главный научный сотрудник ИРЭ РАН, имел доступ к этой аппаратуре и опыт работы на ней. Но для реализации проекта необходимо было заручиться поддержкой научных организаций. Проект поддержали Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга, Научный совет по астрономии РАН, Российская академия космонавтики им. К.Э. Циолковского, Российское авиационно-космическое агентство, Национальное космическое агентство Украины. В реализации проекта приняли участие ГАИШ, Научно-культурный центр SETI, Институт радиотехники и электроники РАН, Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (РНИИКП), Институт прикладной астрономии РАН, Радиоастрономический институт Национальной академии наук Украины, Национальный центр управления и испытания космических средств Украины. При финансовой поддержке Правительства Москвы был заключен договор с РНИИКП, основным разработчиком Евпаторийского комплекса, который обеспечивал техническую сторону проекта. От РНИИКП все дела, включая связь с украинской стороной, вел СП. Игнатов.

В июне было подписано Техническое задание на проведение сеансов радиопередачи. Структурно сигнал состоит из следующих частей: 1) зондирующий сигнал - несущая частота 5010.024 МГц с допп-леровской поправкой на движение Земли; 2) аналоговый сигнал (терменвокс-концерт); 3) цифровая информация (рисунок-эмблема, словесный текст и "словарь"). Такая трехсекционная структура была предложена А.Л. Зайцевым. Отдельные части Послания разделены минутной паузой, а внутри цифровой части используются паузы длительностью в 1 с. Во время пауз передается зондирующий сигнал (несущая). Длительность пауз указывает на принятые на Земле единицы измерения времени.

Для передачи цифрового сигнала двоичным кодом используется частотная манипуляция: "0" соответствует f0 - Δf0, "1" соответствует f0 + Δf0 (f0 - несущая частота, Δf0 - девиация несущей, равная 24 кГц). Фактически в цифровом массиве с учетом пауз использовался не двоичный, а троичный код, "паузе" соответствовало число "2".

Для передачи "картинок" использовалась развертка изображения (как в Послании Аресибо), но с равным числом строк и столбцов. Каждая из десяти частей эмблемы содержала 101 х 101 двоичный элемент, а вся эмблема в сборе - 307 х 307 двоичных элементов. Текст также передавался в виде картинки с квадратной разверткой 307 х 307. Словарь образов содержал 12 элементов, каждый из которых передавался в виде картинки с разверткой 101 х 101.

Общий объем информации - 648 220 бит. Предусматривалась скорость передачи информации 100 бит/с. Это давало возможность при мощности передатчика 150 кВт и площади передающей антенны 2500 м2 обеспечить уверенный прием (с отношением сигнал/ шум порядка 30) на расстоянии до 70 св. лет с помощью приемной системы типа SKA (Square Kilometre Array) площадью 106 м2.

Время, потребное на передачу цифровой информации (с учетом всех пауз), составляло 108 мин. Длительность зондирующего сигнала - 10 мин, длительность музыкальной части - 15 мин. Итого полная длительность передачи - 133 мин на одну звезду. Из-за недостатка средств длительность облучения отдельных звезд пришлось уменьшить (не сокращая объем послания), что потребовало увеличить скорость передачи информации и соответственно предъявляло более высокие требования к приемной аппаратуре.

Цифровые данные представлялись в формате бинарного файла Message.txt, содержащего ASCI-символы "0", "1", "2" (без символов "конец строки" и "перевод каретки"). Вся работа по кодировке цифрового сигнала выполнена под руководством Е.В. Казакова.

Важным направлением в подготовке эксперимента был выбор звезд-адресатов. Этим занимались две группы ребят - из Москвы (руководитель Л.Н. Филиппова) и Зеленогорска Красноярского края

(руководитель СЕ. Гурьянов). При отборе использовались следующие критерии:

  • звезда должна принадлежать главной последовательности и иметь постоянную светимость, близкую к светимости Солнца (от 0.6 до 2.1 L), что соответствует спектральным классам F7V-G8V;

  • возраст звезды (время, прожитое на главной последовательности) -в пределах 4-7 млрд. лет;

  • расстояние до звезды в пределах расчетной дальности обнаружения -70-100 св. лет;

  • исключались высокоскоростные звезды, имеющие лучевые скорости 50 км/с и выше;

  • предпочтение отдавалось одиночным звездам, но не исключались визуально-двойные, у которых разделение компонент превышает размеры Солнечной системы;

  • для звезд с экзопланетами предпочтение отдавалось тем, у которых орбиты планет лежат в пределах (или вблизи) расчетной экосферы и имеют эксцентриситет не более 0.2;

  • звезда должна быть доступна для наблюдений из пункта отправления и из Москвы.

Кроме того, принималась во внимание близость звезды к некоторым выделенным направлениям: эклиптика, центр (или антицентр) Галактики и др.

В соответствии с этими критериями было проанализировано около 10 000 звезд в радиусе 25 пк, из которых выбраны 17 звезд и составлены четыре списка, по четырем приоритетам. В список первого приоритета вошли 7 звезд. К 6 из них было направлено Послание. Характеристики этих звезд приведены в таблице 1.

Таблица 1

Звезда HD 197076 HD 50692 HD 95128 HD 126053 HD 76151 HD 193664
Созвездие Дельфин Близнецы Бол. Медв. Дева Гидра Дракон
Расстояние, св. лет 68.5 56.4 45.9 57.4 55.8 57.4
Спектр, класс G5V G0V G1V G1V G2V G3V
Возраст, млрд. лет 5.0-5.7 5.0-5.5 5.0-6.9 5.0-5.7 5.1 4.0-4.7

Таблица 2

Сеанс 1 2 3 4 5 6
Дата 2001 г. Август 29 Сент. 3 Сент. 3 Сент. 3 Сент. 4 Сент. 4
Звезда HD 197076 HD 50692 HD 95128 HD 126053 HD 76151 HD 193664
Начало UI + 3 21:00 10:30 11:30 12:55 10:50 11:50
Конец UI + 3 23:17 11:15 12:18 13:27 11:40 12:42
Мощность, кВт 126 96 96 96 96 96
Скорость, бит/с 100 500 500 500 500 500

 

НА БЕРЕГУ ЧЕРНОГО МОРЯ

27 августа учащиеся из Москвы (20 человек) вместе с педагогами и учеными -консультантами проекта - прибыли в Евпаторию. Здесь к ним присоединились участники из Калуги, Красноярского края и Воронежа, а позднее и с Украины. Участников разместили в детском лагере "Парус", принадлежащем НЦУИКС. На следующее утро состоялось торжественное открытие лагеря с выносом Знамени Проекта, изготовленного в МГДДЮТ. В основу его положен "Флаг Земли", который вывешивали в Огайской радиообсерватории, когда там проходили сеансы SETI (Земля и Вселенная, 1982, № 4). Но в композицию были внесены изменения, соответствующие характеру нашего проекта. Таким образом, обеспечивалось сочетание преемственности и специфики. Знамя сопровождало участников повсюду: на занятиях, во время сеансов передачи и других мероприятий.

Радиотелескоп РТ-70, с помощью которого было осуществлено послание к звездам.С 28 августа по 5 сентября работала школа-семинар. Ребята заслушали лекции специалистов по различным аспектам проблемы SETI и приняли активное участие в обсуждении планов будущих посланий. Были проведены творческие мероприятия: "Здравствуй, Галактика!" (художественная программа, посвященная первому сеансу отправки Послания к ВЦ), "Контакт", "Человек, как звезда, рождается", а также конкурс идей для новой программы Проекта. Состоялись экскурсии в Национальный центр управления и испытания космических систем Украины, в Крымскую астрофизическую обсерваторию и на Южную станцию ГАИШ, а также в города Бахчисарай и Евпаторию. Погода стояла хорошая, удалось искупаться в Черном море. Первый сеанс состоялся 29 августа: отправлено послание к звезде HD197 076 (созвездие Дельфина). 3 сентября отправлен сигнал к трем звездам: HD 50 692 (созвездие Близнецов); HD 95 128 (47 Большой Медведицы), любопытно, что у нее незадолго до начала выполнения нашей программы была обнаружена вторая планета, обращающаяся вокруг звезды по почти круговой орбите на расстоянии около 2а.е; и наконец к звезде HD 126 053 (созвездие Девы). В тот же день отправили тестирующий сигнал на спутник "Этапон-1", отраженное от него излучение было зарегистрировано с помощью 32-м радиотелескопа ИПА РАН в пос. Светлое под Санкт-Петербургом и 32-м антенны на станции Медичини в Италии. В этот день несколько ребят из Москвы, а также представители из Калуги, Красноярского края и Воронежа присутствовали при передаче и нажимали управляющую кнопку. 4 сентября направлен сигнал еще к двум звездам: HD 76 151 (созвездие Гидры) и HD 193 664 (созвездие Дракона). Параметры передачи приведены в таблице 2.

При передаче музыкальной части послания музыканты Яна Аксенова и Антон Керченко исполняли терменвокс-концерт в реальном времени, при этом сигнал поступал в передающее устройство непосредственно с выхода терменвокса. По техническим причинам в некоторых сеансах использовалась запись на аудиокассету в исполнении тех же музыкантов.

 СОДЕРЖАНИЕ РАДИОПОСЛАНИЯ

Рисунок-эмблема

Напомним принцип построения Радиопослания Аресибо (Земля и Вселенная, 1975, № 4). Оно было отправлено 16 ноября 1974 г. с помощью 300-м радиотелескопа и содержало 1679 двоичных единиц информации. Число 1679 представляет собой произведение двух простых чисел 23 и 73. Если применить "телевизионную" развертку изображения, состоящую из 73 строк по 23 элемента в каждой строке, и изображать "0" черным квадратиком, а "1" - белым, то получим рисунок, содержащий передаваемую информацию. В верхнем ряду двоичным кодом изображались числа натурального ряда от 1 до 10. Во втором ряду -метки чисел, в третьем -числа: 1, 6, 7, 8, 15. Это атомные номера водорода, углерода, азота, кислорода и фосфора - химических элементов, составляющих основу земной жизни. Далее таким же путем (т.е. с использованием элементов догадки) приводились сведения об основных блоках биохимии, даются изображение спирали ДНК, изображение человека,схема Солнечной системы с выделенной 3-й планетой. А внизу картинки помещена схема радиотелескопа Аресибо. Аналогичный принцип использовался и в Евпаторийском послании 1999 г. по проекту "Cosmic Call" (Земля и Вселенная, 2000, № 5). Оно состояло из 23 страниц, каждая из которых представляет собой последовательность 16 129 (127 х 127) двоичных символов.

Участники проекта у пилона радиотелескопа.Этот принцип сохранен и в построении цифровой части Детского послания. Она состоит из трех разделов с 60-с паузами между ними. Первый раздел позволяет построить рисунок-эмблему Послания, второй дает изображение текста, а третий - изображение образов, играющих роль подсказки для понимания текста.

Первый раздел, в свою очередь, состоит из 13 фрагментов. Начальный фрагмент содержит 10 201 бит и при квадратной развертке (101 х 101) дает изображение, призванное стать своего рода ключом, или подсказкой. Основной элемент его - круг с вписанной синусоидой. Получатели должны догадаться, что "длина волны" синусоиды и, следовательно, диаметр круга, в который она вписана, изображают в условном масштабе длину волны Евпаторийского локатора 6 см.

Ключ -подсказка к рисунку-эмблеме - круг с вписанной синусоидой. "Длина волны" синусоиды и, следовательно, диаметр круга, в который она вписана, изображают в условном масштабе длину волны Евпаторийского локатора 6 см.

Второй фрагмент, отделенный от первого 60-с интервалом, содержит 94 249 двоичных элементов информации. При квадратной развертке (307 х 307) он дает схему сборки эмблемы. В ее построении использованы значение длины волны Евпаторийского передатчика 6 см и преобразование частоты волны с фактором 3 как целочисленной части числа π.

Центральная часть эмблемы представляет собой лицо человека-землянина, помещенное в круг диаметром 6 см (в принятом условном масштабе), что равно несущей длине волны, которая уже известна получателю. На следующий круг наложена волнообразная линия, длина волны которой в том же масштабе равна 6 см. Внешнюю окружность окаймляют 10 кружков того же диаметра. В сочетании с начальным фрагментом, где показана синусоида, вписанная в круг такого же диаметра, это еще раз настойчиво указывает на несущую волну. Таким образом задается масштаб для определения других линейных величин.

Схема сборки эмблемыТретья окружность, на которой изображены символические фигурки человечков, представляет собой образ поверхности планеты, где обитает человечество. Диаметр ее втрое превышает диаметр первой окружности и равен 18 см, что соответствует длине волны радиолиний гидроксила ОН. Если количество человечков (54) разделить на 3, то вновь получится число 18. Это указывает на его важность в структуре Послания. Если получатели догадаются, что это длина волны линии гидроксила в наших единицах, они смогут установить соотношение между единицами длины в своей и нашей системах. Под хороводом человечков изображена волнистая линия, длина волны ее 1.35 см, что равно длине волны радиолинии воды и, следовательно, указывает на воду как важный элемент жизни на Земле. Кроме того, по мысли составителей эмблемы, это свидетельствует о существовании на Земле гидросферы, обитатели которой символически представлены фигурками дельфинов. Над поверхностью Земли изображены обитатели атмосферы (птицы), и тем самым дается представление о пригодности воздушной среды планеты для жизни. Число кружков на внешней окружности символизирует десятичную систему счисления, принятую на Земле. Можно полагать, что глубокое значение числа 10 (декада), раскрываемое в пифагорейской математике, известно инопланетянам. Вверху каждого кружка имеются вертикальные палочки I, II, III... Нетрудно понять, что это метки чисел натурального ряда. После каждого такого числа стоит знак "=", а за ним цифры 1, 2, 3, 4... 10. Легко догадаться, что общий для всех знак "=" означает соотношение равенства, а стоящие за ним символы - обозначение натуральных чисел в принятой на Земле системе счисления. Последнее число-двузначное, это указывает нато, что у нас принята десятичная система счисления.

Далее следует серия из 10 фрагментов, отделенных от предыдущего и друг от друга секундными паузами. Каждый содержит 10 201 двоичный знак и с помощью квадратной развертки (101x101) дает изображение кружка диаметром 6 см. Получаем 10 пронумерованных кружков, рисунки в которых несут информацию о Космосе, Земле и человеке, а также о некоторых сферах человеческой деятельности.Элементы эмблемы


Элементы эмблемы -10 кружков, рисунки в которых несут информацию о Космосе, Земле и человеке, а также о некоторых сферах человеческой деятельности.

На первом кружке изображено, как выглядела бы наша Галактика при наблюдении с 'ребра"; стрелкой показано положение Солнечной системы в Галактике. На втором -схема Солнечной системы; фигурка человечка на третьей планете указывает, что Послание пришло оттуда. Сама планета изображена на третьем кружке. Видны очертания материков и мирового океана. Фигурка человека на одном из материков показывает, что люди обитают на суше. На том же кружке виден естественный спутник Земли - Луна. На четвертом кружке схематически показана жизнь на Земле: основные ее царства -растений и животных, а также человек. Пятый кружок воспроизводит известную 'космограмму Дрейка". Здесь изображена человеческая семья - "папа, мама и я". Показано, что семья двуначальна. На шестом кружке изображен земной дом; он находится на одном диаметре с кружком, где изображена Галактика - наш Космический Дом. Седьмой кружок изображает человеческое тело в пропорциях золотого сечения. На фигурке выделено сердце как главный орган человека. В центре восьмого кружка изображен древнейший космогонический символ из китайской Книги перемен" - знак Ян и Инь, а черточки вокруг него - 8 основных триграмм, символизирующих жизненный цикл. На девятом кружке изображена игра в "крестики и нолики" - тоже часть человеческой культуры. Простота игры подчеркивает, что в нее играют дети. Десятый кружок посвящен технике; из множества технических достижений выбран радиотелескоп, т.к. с его помощью осуществлена передача Послания.


На первом кружке изображено, как выглядела бы наша Галактика при наблюдении с "ребра"; стрелкой показано положение Солнечной системы в Галактике. На втором кружке - схема Солнечной системы; фигурка человечка на третьей планете указывает, что Послание пришло оттуда. Сама планета изображена на третьем кружке. Видны очертания материков и Мирового океана. Фигурка человека на одном из материков показывает, что люди обитают на суше. На том же кружке виден естественный спутник Земли - Луна. На четвертом кружке схематически показана жизнь на Земле: основные ее царства - растений и животных, а также человек. Пятый кружок воспроизводит известную "космограмму Дрейка", здесь изображена человеческая семья -"папа, мама и я". Показано, что семья двуначальна. В отличие от космограммы Дрейка, фигурка ребенка выделена - символ того факта, что данное Послание исходит от детей. Некоторые люди, ознакомившиеся с эмблемой, недоумевали: почему у белых родителей черный ребенок. Но мы думаем, что инопланетян это волновать не будет. На шестом кружке изображен земной дом; он находится на одном диаметре с кружком, где изображена Галактика - наш Космический Дом. Седьмой кружок изображает человеческое тело в пропорциях золотого сечения. На фигурке выделено сердце как главный орган человека, средоточие его организма. В центре восьмого кружка изображен древнейший космогонический символ из китайской "Книги перемен" -знак Ян и Инь, а черточки вокруг него - 8 основных триграмм, символизирующих жизненный цикл. Включение этого символа в эмблему, по мнению ее авторов Владимира Филиппова и Егора Киселева, помимо философского содержания демонстрирует нашу дань уважения к древности, к ценностям иных культур, что должно быть очень важным при межзвездных контактах. На девятом кружке изображена игра в "крестики и нолики" - это тоже часть человеческой культуры. На рисунке видны два возможных исхода игры: победа ноликов и победа крестиков. Простота игры подчеркивает, что в нее играют дети. Десятый кружок посвящен технике; из множества технических достижений выбран радиотелескоп, т.к. с его помощью осуществлена передача Послания.

Наконец, последний фрагмент первого раздела, содержащий 94 249 бит информации, дает изображение эмблемы в сборе.

Эмблема в сборе.

Текст

Текст Послания передается также в виде рисунка. После передачи эмблемы следует 60-с пауза, за которой идут три фрагмента, разделенные секундными интервалами. Первый и последний фрагменты, содержащие по 94 242 бита, дают изображение письменного текста Послания на русском и английском языках, а средний фрагмент (10 201 бит) изображает знак "=", уже знакомый получателям.

В разработке текста приняли участие многие школьники, приславшие свои предложения через Интернет. Окончательный текст был составлен Антониной Аникеевой при участии Дарьи Петуховой, Дарьи Михайловой, Елены Мамоновой и Екатерины Карцевой. Первоначально он составлял 1.5 страницы А-4, набранные кеглем 12. Однако он не уместился в заданные параметры (требовал слишком большого времени передачи), и его пришлось существенно сократить.


Словесный текст послания.


Здравствуйте, наши Космические друзья! Мы. дети планеты Земля, отправляем вам это Послание. Знайте, вы не одиноки во Вселенной. Предлагаем вам дружбу. Галактика, в которой мы с вами живем - наш общий Дом. Мы называем ее Млечный Путь. Земля вращается вокруг звезды по имени Солнце. На нашей планете, покрытой водой и сушей, обитают много живых существ, но только люди создали техническую цивилизацию.
Мы живем семьями: родители и дети. Дети любят играть. Мы хотим показать вам наши игры, рисунки, музыку. Человек живет около 80 лет. Нам, детям, пишущим это Послание, сейчас от 13 до 18 лет. и мы надеемся дождаться вашего ответа.
У людей разные культуры, языки и религии. У нас много научных и технических достижений, но ученые изобрели оружие, которое может уничтожить жизнь на Земле. Наша планета прекрасна, но больна. Наши проблемы -это войны, нарушенная экология, истощение природных ресурсов. Но мы верим, что сможем преодолеть эти проблемы и все люди на Земле будут счастливы. Мы хотим узнать о вас, ответьте нам, и мы будем очень рады! Желаем вам мира и добра! 
Дети Земли, август-сентябрь 2001 год.
 =
Dear friends from the Universe! We are the children from the Earth planet, sending this Message to you. We want you to know, that you are not alone in the Universe. We offer to be your friends. The Galaxy, where you and we live, is our common Home. We named it the 'Milky Way'. The Earth pjanet is moving around the star named Sun. The planet itself is covered by ocean and land. There are many creatures jiving on our planet; but only people have created a technological civilization.
We live in families: parents and children. Children like to play. We would like to show you our games, drawings, music. The duration of our life is about 80 years. While writing this Message, we are from 13 to 18 years old. S o, we hope to receive your answer.
People have many cultures, languages and religions. People have reached the technical progress, but scientists have also invented horrible weapons, which may destroy the life on our Earth.
Our planet is very beautiful, but it is ill. Our problems are wars, ecology, exhaustion of natural resources. But we hope we shall overcome these problems and all people on Earth will be happy! We would like to learn about you! Please, reply. We would be very glad. We wish you peace and love.
The children from the Earth. August-September, 2001.

Разумеется, инопланетяне не поймут содержание текста, т.к. не знают ни русского, ни английского языков. Но, изучая полученное изображение, они смогут установить, что оно состоит из символов (букв алфавита), которые сочетаются между собой, следуя определенным статистическим закономерностям. Значит, странный "рисунок" представляет собой некий организованный "текст". С помощью знаков "пробел", "точка" и "красная строка" они, вероятно, поймут, что "текст" разделяется на "слова", "предложения" и "абзацы", т.е. смогут установить некоторые структурные закономерности письменных земных текстов. Знак равенства между двумя текстами указывает на то, что они имеют нечто общее, более того, они в чем-то равны (тождественны) между собой. Что же это за общий элемент обоих текстов? Очевидно, это смысл, содержание текста. Некоторый намек на содержание можно получить, изучая словарь понятий-образов, который дается в третьем разделе цифровой части Послания.

Словарь понятий-образов

Этот раздел состоит из 12 фрагментов, разделенных секундными паузами. Фрагменты содержат 10 201 (101 х 101) бит и после развертки дают 12 изображений. Каждое представляет собой фрагмент эмблемы и подпись под ним. Знак равенства между ними указывает, что соответствующие понятия в обоих текстах совпадают. Ясно также, что эти совпадающие понятия имеют отношение к изображениям, под которыми они написаны. Идея использовать слова-образы принадлежит Б.Г. Пшеничнеру, а реализована она была Анатолием Аникеевым. Слова-образы служат дополнительной подсказкой: два фрагмента предыдущего раздела представляют один и тот же текст, написанный на разных языках. Кроме того, рисунки позволяют догадаться, о чем идет речь. Но они не дают возможности полностью понять текст. Получатели могут решить, что дальнейшие разъяснения поступят в следующих сеансах и, возможно, установят постоянный контроль за желтой звездой, откуда пришли сигналы.

Словарь образов. Он содержит слова, упоминаемые в тексте, вместе с их образами, входящими в рисунок-эмблему.

Словарь образов. Он содержит слова, упоминаемые в тексте, вместе с их образами, входящими в рисунок-эмблему.

Музыка

Музыкальную часть Послания подготовили ребята, которые составили рисунок-эмблему, - Егор Киселев и Владимир Филиппов. После горячих обсуждений в нее были включены следующие произведения.

  • Позывные. Музыка Е. Шашиной на стихи М.Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу". Выбор мелодии этого романса в качестве позывного продиктован тем, что в стихах Лермонтова имеется такая замечательная строка: "И звезда с звездою говорит", которую можно рассматривать как эпиграф к Проекту.

  • Людвиг ван Бетховен. Финал "9-й симфонии" на слова оды Ф. Шиллера "К радости".

  • Антонио Вивальди. "Времена года. Март. Аллегро".

  • С.В. Рахманинов. "Вокализ".

  • Александр Дольский. "Исполнение желаний".

  • Владимир Ланцберг. "Алые паруса".

Как уже говорилось, эти произведения были записаны на аудиокассету в исполнении на терменвоксе Яны Аксеновой и Антона Керченко. В различных сеансах при передаче к разным звездам содержание концерта несколько варьировалось.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Участники проекта отдают себе отчет в том, что вероятность приема нашего сигнала какой-либо ВЦ очень мала. Тем не менее, как отметили пионеры SETI Дж. Коккони и Ф. Моррисон в их самой первой работе по межзвездной связи, вероятность хотя и мала, но не равна нулю. Если же ничего не предпринимать, то она будет точно равна нулю. Однако, если даже нам очень повезет и сигнал будет принят, установление контакта не станет одномоментным актом. Выступая на советско-американской конференции SETI в Бюракане в 1971 г., Филипп Моррисон говорил: "Распознавание сигнала - это великое событие, но его интерпретация будет задачей большой важности, сравнимой с изучением целой отрасли знания". По его мнению, большая часть сигнала должна касаться "не естественных наук и математики, а того, что мы назвали бы искусством и историей". Близкие мысли содержатся в докладе Дж. Биллин-гема и Р. Пешека, подготовленном для конференции ООН "Юниспейс-82" (Земля и Вселенная, 1984, № 2). Они полагают, что на изучение информации, содержащейся в сигналах ВЦ (если она будет достаточно богатой), могут уйти десятилетия, а то и жизнь нескольких поколений. 'Тогда новости в этой области будут обсуждаться скорее на страницах научных книг и в университетских аудиториях, чем на страницах ежедневной печати"*. Они также подчеркивают необходимость подтверждения первых результатов приема сигнала.

Учитывая все эти обстоятельства, участники проекта планируют продолжить работу и осуществить новые сеансы передачи. Список звезд может быть обновлен, но должна быть оставлена часть звезд Первого послания. Ведь если радиоизлучение Евпаторийского передатчика где-то будет принято, то получатели, прежде чем приступить к серьезной дешифровке, должны удостовериться, что имеют дело не с фантомом, а с реально существующим фактом. Опыт земного SETI, когда в процессе поиска были обнаружены "подозрительные сигналы" ("Wow!" и др.), но ни в одном случае сигнал не повторился, убедительно свидетельствует в пользу этого.

Части послания можно обновить, но его значимые элементы (особенно при посылке к тем же звездам) должны сохраниться, чтобы послание было узнаваемым. К таким элементам следует отнести эмблему в сборе, текст на одном языке и словарь. Музыкальную часть, вероятно, стоит обновить, сохранив лишь "позывной".

Важнейшей задачей будущих посланий является передача обучающего языка, с помощью которого можно дешифровать текст Первого послания, а в дальнейшем перейти к передаче более содержательных словесных текстов. Для этого можно использовать язык "Линкос" Г. Фройденталя или разработать специальный язык, как в проекте "Cosmic Call" (Земля и Вселенная, 2000, № 5). Приглашаем специалистов принять участие в этом начинании.

Одно из направлений будущей работы связано с предварительным тестированием сигнала. Для этого, по предложению профессора Н.Т. Петровича, может быть использована обычная радиолюбительская КВ-связь. Перспективным представляется использование для этих целей школьного ИСЗ "Колибри". Тестирующий сигнал позволит опробовать некоторые новые принципы передачи изображений в системе межзвездной связи без использования развертки на основе простых чисел.

Для установления Контакта с внеземными цивилизациями необходимы усилия с обеих сторон. Человечество должно проявить готовность к Контакту. Первое Детское послание ВЦ представляет собой шаг в этом направлении.

Очень важно, что его совершили представители молодого поколения, вступающего в жизнь на рубеже нового тысячелетия.

Подробнее о проекте "Здравствуй, Галактика!" можно узнать на сайте отдела астрономии и космонавтики МГДДЮТ.

Можно выйти на него также через сайт Научно-культурного центра SETI  для этого надо воспользоваться разделом "Дети и SETI" или разделом "Ссылки". Дополнительная информация на сайте Зеленогорской группы (СЕ. Гурьянов).

 


* Интересно было бы написать научно-фантастическую повесть о том, как ОНИ приняли наш сигнал и как пытались понять, что это такое.