ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА SETI В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

(Из опыта работы обсерватории ВДЦ Орленок )

Л.Н.Филиппова

*) "SETI " - общепринятый в научной литературе термин от "Search of Extraterrestrial Intelligence" (Поиск внеземного Разума)


Джордано Бруно написал поэтические строки, которые и спустя 4 столетия способны окрылять дух потомков, и особенно, из числа тех, кто занимается астрономией, космическими исследованиями, и быть девизом в поисках обитаемых миров:

     "...Отсюда ввысь стремлюсь я, полон веры,
         Кристалл небес мне не преграда боле..."

Эти строки из сонета, предваряющего его замечательное сочинение "О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584 г.)

В 1960 году на Земле впервые был начат поиск разумных сигналов из Космоса. Американский радиоастроном Фрэнк Дрейк с помощью 26-метровой антенны на радиообсерватории в Грин Бэнк (Западная Виргиния) с надеждой прослушивал две близкие звезды тау Кита и эпсилон Эридана. А на Кавказском побережье Черного моря в 1960 году начал строиться пионерский лагерь "Орленок", который в настоящее время называется Всероссийским Детским Центром, и где ежегодно отдыхают тысячи ребят из разных уголков России. Никто не представлял в те далекие 60-ые годы строительства "Орленка", что через три десятилетия именно здесь, впервые в России, к поискам внеземных цивилизаций подключатся дети и, подобно "пионеру SETI" Дрейку, будут с помощью радиотелескопа с надеждой вслушиваться в небо"

Идею создания на базе астрономической обсерватории "Орленка" учебно-исследовательской лаборатории SETI поддержали известные научные центры: Специальная астрофизическая обсерватория РАН (письмо за подписью академика Ю.Н.Парийского и передача в дар "Орленку" 3-метровой параболической антенны); Институт Радиофизики и Электроники Армении (письмо за подписью директора Института академика Р.М.Мартиросяна и передача в дар специально изготовленного в рассчете на имеющуюся антенну чувствительного приемника космического радиоизлучения, настроенного на волну 21 см).

Педагогический проект любительского SETI в "Орленке" получил название "АЭЛИТА" в честь прекрасной марсианки из фантастического романа Алексея Толстого "Аэлита".

Особо хочется отметить неоценимую словами поддержку нашего проекта секцией "Поиски космических сигналов искусственного происхождения" Научного Совета по проблеме "Радиоастрономия".

К.ф.-м.н. Л.М.Гиндилис согласился быть главным научным консультантом по техническим вопросам проекта и предложил программу наблюдений "Обзор", он же постоянно нам оказывал поддержку в процессе осуществления проекта; проф.Н.Т. Петрович стал техническим консультантом для специалистов ИРФЭ создаваемого радиоастрономического комплекса на базе 3-метрового радиотелескопа. Совместно с д.ф-м.н. В.С.Стрельницким мы разработали и научно обосновали еще одну наблюдательную программу SETI "Зодиак", ориентирующую на профессиональные и любительские наблюдения областей близэклиптикальных солнцеподобных звезд, удаленных не более 25 парсек. Администрация "Орленка" получила письмо за подписью чл.корр.АН Н.С.Кардашева, где отмечалось: "Ввод в эксплуатацию научно-исследовательского комплекса "АЭЛИТА" позволит создать первую в нашей стране специализированную SETI-службу и, несомненно, сыграет положительную роль в формировании гуманного научного мировоззрения и навыков технического творчества у детей".

Со стороны "Орленка" у истоков Проекта "Аэлита" стояли автор этих строк, а также заведующий обсерваторией С.С.Войнов, и начальник Управления Всероссийского Детского Центра в то время В.А.Солдатов.

Поддержка учеными проекта "Аэлита" помогла его реализовать к лету 1991 года.

23 июля 1991 года на наблюдательной площадке обсерватории "Орленка" в праздничной обстановке был дан старт SETI наблюдениям на радиотелескопе "АЭЛИТА". Орлята дружины "Звездная" перерезали ленту со словами " SETI-поиск внеземных цивилизаций" на входе в учебно-исследовательскую лабораторию. Под музыкальные аккорды "космических позывных Земли" (автор музыки "космических позывных" музыкальный руководитель дружины "Звездная" И.Киреев.) около радиотелескопа "АЭЛИТА" был поднят флаг SETI (логотип орлятского флага SETI разработан автором с орлятами на основе идеи флага Земли, который поднимается в Огайском университете США во время SETI-наблюдений.) - символы начала в "Орленке" поиска сигналов внеземного Разума.

А в работе учебно-исследовательской лаборатории наступил этап развертывания педагогической программы SETI.

Необходимо сделать пояснения относительно педагогической специфики "Орленка", которая ориентирована на так называемые "временные детские коллективы". Ребята, представители самых разных регионов России, приезжают в "Орленок" на смену, которая длится от 24 до 30 дней. Программа пребывания насыщена множеством интересных отрядных и дружинных дел, спортивными состязаниями, занятиями в кружках по интересам, праздниками, оздоровительными мероприятиями и учебой в школе (кроме летних смен). Поэтому в течение смены ребята посещают обсерваторию по расписанию работы кружков, в среднем, 2 раза в неделю по 2 часа, и таким образом, за смену всего 6-8 раз. Также по расписанию проходят и занятия по тематике SETI в учебно-исследовательской лаборатории. Средний возраст ребят, приглашаемых к участию в проекте "Аэлита", 12-14 лет. В обычные (не "тематические ") смены ребята, желающие заниматься SETI, как правило, не знакомы с астрономией и созвездиями звездного неба. Таким образом, встает задача: через элементарные понятия по астрономии и популяризацию проблемы SETI, за несколько посещений обсерватории способствовать развитию орлят в познавательном и творческом плане. Другое дело, если в "Орленке" проводится смена "юных астрономов" и к проекту "Аэлита" подключаются эрудированные по астрономии ребята, которым интересно попробовать свои силы в исследовательском направлении, хотя и в их распоряжении обсерватория всего в течение одной смены.

Что представляет собой педагогическая программа SETI в "Орленке" будет рассказано на примере работы учебно-исследовательской лаборатории астрономической обсерватории (УИЛАО) во время смены "юных астрономов" в дружине "Звездная", проходившей в октябре 1999 года.

В работе лаборатории ставилась цель: ребят, интересующихся проблемой возможности существования разумной жизни во Вселенной, познакомить c научными исследованиями по SETI; способствовать активизации их познавательной и творческой деятельности, в том числе, по направлению SETI (включающее исследовательское направление); а также способствовать осмыслению духовных, нравственных, культурных ценностей и интеллектуальных достижений нашей земной цивилизации.

Задачами УИЛАО SETI являлись:

  • на базе проведения учебного практикума SETI научить элементарным навыкам общения с аппаратурой радиотелескопа "Аэлита";
  • предоставить возможность личного участия в патрульных радионаблюдениях неба "Орленка"; подвигнуть к осмыслению результатов наблюдений и к понимаю сложности задачи критериев для выявления из шумов сигналов внеземного разума;
  • научить отыскивать на звездном небе созвездия, где находятся звезды-кандидаты SETI", а также отысканию самих звезд (из числа ярких и доступных наблюдениям в данное время года) c помощью оптической астрономической техники (телескопа, трубы или бинокля);
  • привлечь ребят к работе над творческими заданиями и к размышлениям над вопросами по SETI проблемного характера, к участию в "SETI-играх".

Поэтому, педагогическая работа учебно-исследовательской лаборатории по направлению SETI с необходимостью использовала техническую базу обсерватории (радиотелескоп "Аэлита" ,оптический телескоп системы Ньютона "Мицар-М", астрономическую трубу АТ-1 и бинокли);

телевизор с видеомагнитофоном; учебно-наглядные пособия (демонстрационную карту звездного неба, подвижные карты звездного неба, звездные карты и атласы А.А.Михайлова и A.Бечваржа);

а также самодельные авторские пособия, такие как: стенды по SETI, информационные карточки и другой раздаточный материал; видеофильмы; специализированные анкеты SETI для работы по заданиям лаборатории);

технические игровые устройства, например:

  • "Электронный видеодешифратор CETI", транслирующий "инопланетные сигналы" и высвечивающий картинку с полным "Посланием инопланетян" для сверки правильности дешифровки;
  • игровое электронное устройство с голограммой под названием "Послание инопланетного Зонда", предлагающее желающим испытать себя "проверкой на разумность" с помощью теста-лабиринта, и, в случае успеха, высвечивающее голограмму с "обликом разумных Отправителей";
  • "Контейнер-тренажеросязатор" ("КТО-1"), ограничивающий каналы восприятия информации (до использования только осязания) для решения задачи "Нечто или Некто находится в контейнере ?" ("доставленном из космической разведки").

Эти игровые устройства были на идейном уровне и в дизайне разработаны автором, технически проработаны и сделаны личными друзьями совместно с сотрудниками "Орленка", и с успехом используются в работе с орлятами уже два десятилетия.

Создание в "Орленке" аппаратурного радиоастрономического комплекса "Аэлита" вывело на качественно новый этап "педагогику SETI" в обсерватории - от "игры в CETI к SETI". (Где первый термин CETI - в первоначальном смысле "Сommunication with ETI" и поэтому "игра в CETI" означает "игру в "Контакт").

Несколько подробнее о радиотелескопе РТ-3 "Аэлита". Диаметр параболической антенны 3 метра, имеет эклиптикальную монтировку, так как антенна использовалась ранее на РАТАН-600 для наблюдений Солнца. ИРФЭ Армении сумел осуществить 1 этап приемной системы, а именно: был создан в дар cупергетеродинный приемник с двойным преобразованием, работающий в одноканальном режиме на волне 21 см, с регистрацией на ленте самописца "КСП-4".

Тем не менее, на лентах самописца с 1991 по 1995 г. были накоплены 1015 часов записей патрульных наблюдений неба "Орленка" на волне 21 см, из них 180 часов непосредственных наблюдений с орлятами. По данным журнала наблюдений, который заполняли сами орлята, а также при визуальном просмотре лент самописца с записями неба, помимо обычной шумовой дорожки, четко просматривается Солнце, часто сетевые помехи, иногда сигналы военных локаторов, а иной раз - экзотические конфигурации "сигналов", беспорядочно рассеянных во времени, которые мы классифицировали как "РАЯ" - радиоаномальные явления ( весьма затруднительные как для отождествления с астрономическими объектами, так и для объективной интерпретации).

К настоящему времени имеет место замена специалистами РАТАН-600 старого облучателя на новый, который настроен на волну 2.7 см (точнее 10.95 - 12.150 Ггц). Т.е., произошел переход от наблюдений на магической для SETI радиолинии водорода 21см к удвоенной радиолинии межзвездного пара (1.35 см х 2), причем не по идейным соображениям, а по "техническим причинам". Регистрация по-прежнему ведется на ленте самописца КСП-4.

Перейдем к обзору содержания программы занятий и педагогических приемов в работе УИЛАО SETI на смене юных астрономов в октябре 1999 года, дополняя обзор комментариями и цитатами из работ занимавшихся в лаборатории ребят.

Занятие 1. Проблема поиска внеземных цивилизаций.

Что такое SETI и CETI. "Полярные" подходы к поискам Внеземного Разума: SETI и UFO (НЛО). От научных пионерских SETI- наблюдений Ф.Дрейка (США, 60-ые годы) до начала SETI в "Орленке" с участием ребят (90-ые годы). Радиотелескоп "АЭЛИТА" и SETI в "Орленке" по наблюдательным программам "ОБЗОР" и "ЗОДИАК".

Проблема Контакта с Внеземным Разумом в зеркале видеопродукции. (Просмотр видеосборника кинофантастики "В ожидании Контакта").

Работа над вопросами анкеты SETI 1.

  1. Фамилия, имя.
    День, год рожд.
    "Знак Зодиака.
    Делегация.
  2. В каких студиях, дополнительных кружках (секциях), школах Вы занимались(тесь) у себя дома?
  3. Область Ваших личных интересов и хобби?
  4. Какие проблемы, вопросы (возможно, из Вашей текущей жизни , политики, религии, нашей планеты Земли, Вселенной") Вас волнуют или интересуют?
  5. Ваши главные впечатления от просмотра фантастических фильмов о космических контактах? Напишите названия фильмов, которые припомните.
  6. Нужен ли человечеству Контакт с инопланетянами? ДА. НЕТ. (Нужное подчеркнуть). Напишите, почему так думаете.

Занятие 2. Где искать внеземные цивилизации?

Поиски технологических космических цивилизаций в радиодиапазоне. Радиотелескопы России, участвующие в SETI: РАТАН-600, РТ-64, РТ-22. SETI в оптике на БТА САО РАН.

Необходимые астрономические понятия: 1 АЕ (астрономическая единица); 1 световой год; 1 парсек. Звездная величина; спектр; светимость; экваториальные координаты.

Обзор некоторых наблюдательных SETI-программ:

  • "Внесолнечные планетные системы для SETI";
  • "Солнцеподобные для SETI";
  • "ЗОДИАК" для SETI".

Видеосюжет о радиотелескопах России, участвующих в SETI.Подвижная карта звездного неба, звездные карты и атласы. Работа со звездными картами по заданию УИЛАО.

Старт конкурса "Звездный Марафон" (шкала оценок в "световых годах").

Работа над вопросами анкеты 2.

  1. Из предложенных списков звезд ("кандидатов SETI") предложите, на Ваш выбор, "ЗВЕЗДНОЕ ТРИО" для SETI" с целью прослушивания на радиотелескопах и отправки к звездам посланий землян.
  2. В раздаточный материал входят:"Известные внесолнечные планетные системы" и др. информации об открытых планетах у звезд (из Интернета);
  3. таблицы: 10 ближайших солнцеподобных звезд;10 ближайших звезд из программы "Зодиак для SETI"; 10 звезд из списка " SETI-кандидатов"для северного неба Д.Содерблома).
  4. ФИО. Дата.

Занятие ©3. Послания землян внеземным цивилизациям.

Материальные послания инопланетянам на борту АМС США серии "Пионер"(1972, 1973 гг.) и "Вояджер" (1977 г.). Первое Радиопослание землян 16 ноября 1974 г. к M13 Her с 300-метрового радиотелескопа "Аресибо". Радиопослания к 4 звездам с РТ-70 Евпатории в 1999 г. "Адресаты МЕTI": шаровое звездное скопление М13 Her и звезды, к которым мчатся радиосигналы с Земли. (METI " от "Messages for ETI" - Послания для внеземных цивилизаций). Обсуждение проблем первых земных радиопосланий: выбор звездных адресатов; кратковременность сеансов; долгосрочность ожидаемых ответов и др.

Работа над вопросами анкеты SETI 3.

  1. Вы любите играть? ДА. НЕТ. (Нужное подчеркнуть).
    В какие игры? (Перечислите).
  2. В какую игру (спортивную, ителлектуальную или развлекательную) Вы с удовольствием сыграли бы с ровесником-инопланетянином?
    Астрофизик В.Ф.Шварцман предложил в содержание земных посланий, адресованных внеземным цивилизациям, включить передачу игр:
    правил, по которым играют в те или иные игры, и примеров отдельных партий.
    Правила игры очень информативны сами по себе. Например, для человека скучна игра в 9-клеточные шахматы и не доступна игра в 10 000- клеточные шахматы, в отличие, скажем, от компьютера (что говорит об уровне интеллектуальных возможностей).
  3. Как Вы лично относитесь к идее "Игрового Послания" для внеземной цивилизации?
  4. Какие игры, наиболее ярко характеризующие человечество, Вы предложили бы включить в такое Послание?
    Какие качества людей (человечества) отражают предложенные Вами игры?

Занятие 4. Итоги 40-летия SETI и обзор загадочных сигналов.

Классификация уровней развития ВЦ по Н.С.Кардашеву: Цивилизации I, II и III типа. Сферы Дайсона и SETI в ИК-диапазоне. Гипотеза "зеленых человечков" и открытие пульсаров. Обзор архива загадоч-ных сигналов SETI-Лиги (cигнал "ОГО" и др.), Института SETI (сигнал от EQ Peg) и УИЛАО SETI

"Орленка".Таинственное "Эхо Штермера". Некоторые результаты наблюдений по программе SETI на РАТАН-600. Игровой эксперимент "Радиоконтакт" ( трансляция закодированной информации с игрового устройства "ЭВД CETI").

Работа над вопросами анкеты SETI 4.

  1. C какой целью Внеземная Цивилизация дала о себе знать радиосигналами?
  2. Ваша версия принятого содержания "Радиопослания ETI"?
  3. Нужно ли землянам отправить ответный сигнал? Да. Нет.
  4. Предложите свой вариант содержания "Послания для ЕTI от землян"(METI). (Сделайте описание и рисунок).

Занятие 5. SETI в Солнечной системе.

Общие представления о Солнечной системе и краткий обзор физических условий на планетах. Понятие "Зоны жизни" ("экосферы") в Солнечной системе. Оценки вероятности жизни на планетах и не-которых спутниках планет. Европа и Титан - загадочные спутники планет гигантов.

Гипотеза Брэйсуэлла о возможности прибытия в Солнечную систему инопланетных Зондов. Патрульное радиопрослушивание на РТ-3 "Аэлита" избранных направлений зоны эклиптики.

Игровой эксперимент "Послание инопланетного Зонда". (Тест "Проверка на разумность"": прохождение лазерной указкой лабиринта на поверхности электронного глобуса у основания Пирамиды игрового устройства (с сюрпризом - голограммой облика Отправителей).

Творческий анализ содержания "Послания инопланетного Зонда": голографического портрета Отправителей; характеристик Звезды ETI; назначения изображений уникальных объектов Галактики; символики пирамиды и геометрических рисунков.

Занятие 6. Космический Субъект: гипотеза или открытие?

Загадочные космические объекты: SS 433 из Орла и источник вспышек в рентгеновском диапазоне MXB 1730-335 из Скорпиона, он же, быстрый барстер - ББ. Принадлежность ББ к инфракрасному шаровому звездному скоплению "Лиллер-1", что дает оценку расстояния от Солнца 10 кпс и возраста ~ 15 млрд.лет. Особенности вспышечной активности ББ, выявляющие наличие двойной геометрической прогрессии, "золотого сечения", чередования "рентгеновской сигнализации" с интервалами "молчания", которые дали основание гипотетически рассматривать его как экзотический тип внеземного интеллекта " Космический Субъект (Гипотеза В.А.Ле-февра и Ю.Н.Ефремова). Гипотетические формы существования и деятельности Космического Субъекта: "разумный плазмоид" (или "тепловая машина"?), генерирующий закодированное послание.

Видеосюжет с выступлением В.А.Лефевра и Ю.Н.Ефремова о форме существования и морали Космических Субъектов.

Работа над вопросами анкеты SETI 5.

"В 1996 г. в своей книге "Космический Субъект" В.А.Лефевр пишет: "" наша способность оперировать с понятиями добра и зла подчиняется ясной матема-тической схеме, которая " не связана с конкретной биологической природой человека". Формальная структура совести и является тем специфическим качеством, которое характеризует класс подобных нам космических существ. Такие существа, будучи тождественны нам по своим глубоким человеческим переживаниям, могут, тем не менее, быть бесконечно далеки от нас по своей физической природе."

  1. Напишите, как вы понимаете (чувствуете), что такое:
    ДОБРО?
    ЗЛО?
    СОВЕСТЬ?

Занятие 7. Космический Субъект - "разумный плазмоид" дает о себе знать? О чем сигналит ББ?

Повтор видеосюжета с выступлениями В.Лефевра и Ю.Ефремова о Космическом Субъекте. Постановка задачи для размышлений о принципиальной возможности существования в Метагалактике Космических Субъектов.

Работа с раздаточным материалом (ксерокопиями из научных публикаций с записями рентгеновских сигналов ББ).

Работа над вопросами анкеты SETI 6.

ББ продолжает озадачивать исследователей уже более двух десятилетий. Особенно инригующей является способность этого объекта предвидеть свое будущее поведение: в начале рентгеновской вспышки "система знает, насколько большой собирается быть эта вспышка". Аналогичные феномены присутствуют, например, при генерации человеческой речи. Начало грамматически правильной фразы предопределяется последующими, еще непроизнесенными словами. Не исключено, что временной профиль вспышки также есть заранее приготовленная "фраза" некоторого языка.

1. Представим, что чрезвычайно сложное поведение Быстрого Барстера представляет собой закодированное сообщение. Какова, на Ваш взгляд, его возможная расшифровка? Ответ представьте текстом (можно представить музыкальную версию или рисунок).

Ввиду трудности поставленной задачи о ББ, предоставляется право выбора работы над другим заданием.

Используется игровое устройство "КТО-1" ("Контейнер-тренажер-осязатор-1", помогающее создать научно-фантастическую ситуацию: Автоматическая космическая станция доставила в контейнере "НЕЧТО".

Известно,что НЕЧТО:

  1. Безопасно для человека.
  2. Из контейнера не дает о себе знать никакими сигналами (т.е., звуками, запахами и т.д.)
  3. Разрушается при просвечивании контейнера или извлечении оттуда.

Определите посредством осязания ЧТО находится в контейнере: НЕЧТО или НЕКТО?

Работа над вопросами анкеты SETI 7.

Нарисуйте внешний облик и запишите результаты своего исследования, ответив на вопросы:

Если считаете, что это НЕЧТО:

  1. Искусственное оно или "природное"?
  2. Что это? (Если "искусственное", то каково, предположительно, его назначение? )
  3. Почему оно разрушается при извлечении из контейнера?

Если считаете, что это НЕКТО:

  • Живое ли оно сейчас?
  • Предположите условия его обитания: на твердой поверхности планеты, в атмосфере или в жидкой среде? Какими оно наделено органами чувств?
  • Каков, предположительно, его образ жизни? "

Занятие 8. SETI в ИНТЕРНЕТЕ. (1-2 занятия)

Знакомство с возможностями интернета по проблематике SETI и посещение сайтов:

  • RUSSIAN SETI - http://lnfm1.sai.msu.ru/SETI или http://comet.sai.msu.ru/SETI
  • САО РАН - http://www.sao.ru
  • SETI-Институт США - http://www.seti-inst.edu/
  • SETI-Лигa США - http://www.setileague.org/
  • Фан-Клуб "Вавилон-5" (где имеется энциклопедия разумных форм жизни Галактики ...) - http://babylon5.aha.ru/ , ссылка "энциклопедия" или http://babylon5.aha.ru/VEX/index-s.htm
  • "Астрономическая картинка Дня" NASA - http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/asrtopix.html
  • SETI@home-Вперед, Россия! http://windoms.sitek.net/~hiciv/seti-index.html
  • Каталог "внесолнечных планет"-http://cfa-www.harvard.edu/planets/catalog.html
  • АstroTop-100 of Russia http://www.chat.ru/~samod/top100.htm и др.

Занятие 9. Загадочная уфология.

Обзор некоторых публикаций по "летающим тарелкам". Загадка "кругов на полях". Просмотр фрагментов видеофильмов о НЛО и их обсуждение. Демонстрация и анализ некоторых фотоснимков НЛО. Возможные природные явления и астрономические объекты, принимаемые за НЛО. Как оформить свое наблюдение НЛО (на что следует обратить внимание и какие данные сообщить), куда отправить свои наблюдения.

Игровой эксперимент "Телепатический контакт с инопланетянином через его "фотопортрет".

Работа над вопросами анкеты SETI 8.

  1. Представьте, что у Вас состоялся 5-минутный сеанс "мыслесвязи" с Существом с фотографии. О чем Оно (Она или Он) Вас спросило?
    Напишите 3-5 вопросов этого Существа к Вам и Ваши ответы на них.
    Итак, каково его Имя?
  2. Готовы ли Вы (или желали бы) вступить в настоящий Контакт с инопланетным разумным Существом?
  3. А что значит "Быть готовым к Контакту"? Постарайтесь обосновать свой ответ.

Занятие 10. Итоговое.

Представление и защита творческих работ, выполненных по заданиям УИЛАО. Темы: "О чем сигналит ББ? ( "Космический Субъект" из Скорпиона)"; "Звездное Трио" ("Квартет", "Квинтет") для SETI или МЕТI (посланий для ETI)". (Приоритетный минимум звезд-кандидатов для радиопрослушивания и для посылки сигналов их гипотетическим цивилизациям).

Предварительные результаты патрульных наблюдений на р/т "АЭЛИТА" радионеба "Орленка" на волне 2.7 см за смену.

Глобальные Проекты SETI для любителей: Проект SETI-Лиги "Аргус" и Проект "SETI@home", ставшие международными.

Работа над вопросами анкеты SETI 9.

  1. Какими способностями, на Ваш взгляд, должен обладать человек, профессионально занимающийся SETI?
  2. Предложите свой вопрос (можно тест) на проверку способностей к SETI?
  3. Ваш прогноз на успех в SETI: будет ли и когда? Итоги личного первенства в конкурсе "Звездный Марафон".

Дополнительно по расписанию в ясную погоду проводились учебные астрономические наблюдения (отыскание созвездий, видимых в данное время года на вечернем небе; знакомство в телескопы с замечательными объектами звездного неба (в том числе, SETI-объектами: шаровым звездным скоплением М13 в Геркулесе, солнцеподобными звездами tau Cet (тау Кита) и ups And (ипсилон Андромеды).

Радиоастрономические наблюдения велись по программе "Обзор" на прохождении через диаграмму антенны "Аэлиты", параллельно с дневными учебными занятиями и вечерними наблюдениями звездного неба. Антенна была ориентирована на высоту ~42 гра дуса южной части небесного меридиана, т.е. высоту Солнца над горизонтом в верхней кульминации на 2 октября 1999 г.

Структурно почти каждое занятие включало:

  • лекцию (или беседу) по новой теме,
  • работу ребят с раздаточным учебным материалом и самостоятельную работу по заданиям лаборатории (в форме письменных ответов на вопросы специализированных анкет по тематике SETI);
  • ознакомление с итогами личного первенства в конкурсе "Звездный марафон" (шел в течение 8 занятий);
  • просмотр видеосюжетов(фантастических и документальных), по теме занятия;
  • и, как уже отмечалось выше, параллельно дежурная патрульная группа вела наблюдения радионеба на радиотелескопе "Аэлита" с необходимыми записями в журнале наблюдений.

В плане SETI "приемные" возможности радиотелескопа "Аэлита" простираются через всю Солнечную систему и ~ до 1 светового года (в радиусе которого, как известно, нет ни одной звезды ). Поэтому, по большому счету, романтика SETI для "АЭЛИТЫ" ориентирована на поиск сигналов от передатчиков типа гипотетических "Зондов Брэйсуэлла", прибывших в Солнечную систему или радиоаномаль-ных явлений неизвестного происхождения в ближнем космосе. Здесь предполагается, что типичные помехи (сетевые, грозовые, от локаторов и другие местного происхождения), а также сигналы ИСЗ, с накоплением опыта удается отделять от "необъяснимых".

В течение смены "юных астрономов", т.е. за октябрь 1999 г., на ленте самописца "АЭЛИТЫ" копились подобного рода сигналы, которые неизменно вызывали у ребят оптимистические эмоции.

Зная наклон антенны над горизонтом , ребята учились с помощью приспособления на подвижной карте звездного неба определять область созвездия, "проплывавшего" над антенной в моменты записи "экзотических сигналов" на ленте самописца. С целью наглядного знакомства со сложностью проблемы "критериев" для отличия искусственных сигналов от естественных в проблеме SETI в УИЛАО был разработан психологический игровой эксперимент на основе слухового канала приема информации. Другими словами, ребятам предлагалось исследовать способность собственного разумного мозга отличать неизвестные искусственные сигналы (акустические) от естественных ("природных") шумов и коммуникативных сигналов (тоже акустических). Для этого использовалась магнитофонная запись 30-секундных звуков " "сигналов" и "шумов", чередующихся в случайном порядке (коммуникативных сигналов китов горбачей, белух, обезьян" звуки техники, необычные для слуха музыкальные фрагменты, аплодисменты людей и др., запись в звуке магнитосферы Земли, Сатурна, пульсара, звуки грома, пурги и др. всего 20 фрагментов. Для проникновения к способностям "подсознательного уровня" использовались измененные режимы трансляции фонограммы с сохранением длительности (ускоренный, замедленный, нормальный). Участники эксперимента в специальных карточках против номера каждого прозвучавшего звукового фрагмента ставили отметку "с" (если считали его сигналом) и "ш" (если считали "природным шумом"). После завершения прослушивания, зачитывалась последовательность прозвучавших сигналов и шумов, совпавшие номера звуков обводились и подсчитывались. Участникам эксперимента становилось очевидной непростая задача выявления искусственных сигналов в потоке шумовых.

В учебно-исследовательскую лабораторию ребята записывались по желанию, с интересом к проблеме Контакта с внеземным разумом.

Интересно было оценить восприятие современной "контактной" кинофантастики у подростков и "готовность" к реальному Контакту из числа тех, кто пожелал в "Орленке" лично принимать участие в поисках сигналов от инопланетян.

Вот цитаты из ответов ребят на вопрос "Ваши главные впечатления от просмотров фантастических видео или фильмов о космических контактах?":

  • По-моему, кинематографисты, создавая все эти фантастические фильмы, пытаются запугать нас, препятствуя дальнейшим исследованиям. Конечно, мы будем продолжать, вопреки всему, исследовать. Все-таки, интересно! (Ткачева Н., 12 лет, Карачаево- Черкессия).
  • Некоторые фильмы запугивают людей, но может быть, это помогает устранить иллюзии. (Луценко Л., 13 л., Брянск).
  • Конечно, фильмы мне очень понравились, хорошие эффекты.

Но все-таки, очень пугают нас Контактом с инопланетянами. (Жеребова Н., 14 л., Брянск).

А вот какие размышления в письменном виде получены на вопросы: "Готовы ли Вы (или желали бы) вступить в настоящий Контакт с инопланетным разумным Существом? И что значит "Быть готовыми к Контакту"?

  • Да, безусловно, готова. Быть готовыми - значит желать Контакта больше всего на свете. Не бояться других существ. (Путаньш В., 14 лет, Москва);

Жеребова Анастастия озадачила такими своими мыслями: "Да, готова. Мне даже не важно, какое оно - дружелюбное или нет.

Главное почувствовать с ним Контакт." И предложила свой вопрос на проверку "готовности к Контакту":"Отдал бы ты жизнь за встречу с инопланетянами?"

На занятии, посвященном "Космическому Субъекту", анкета SETI предлагала ребятам подумать над вопросами из категории универсальных для разумных космических Субъектов (по В.А.Лефевру): "Напишите, как Вы понимаете (чувствуете), что такое: ДОБРО? ЗЛО? СОВЕСТЬ?

Вот лишь некоторые из ответов ребят 12-14 лет:

    ДОБРО:
  • Забота о ближнем, умение прощать.
  • Это когда одно существо помогает другому, причем, обычно бескорыстно.
  • Это дружба, любовь, взаимопомощь, счастье. Добро это солнце, которое восходит каждый день и дарит нам радость. Добро это красота мысли и чувства.

    ЗЛО:

  • Уничтожение живого, причинение боли и страданий другим живым существам.
  • Это несчастье, горе, слезы. Зло - это предательство. Зло - это смерть надежды.
  • Это когда одно существо намеренно вредит другому, с целью или просто так.

    СОВЕСТЬ:

  • Умение отличать добро от зла.
  • Это чувство ответственности. Это внутренний голос, который говорит, что хорошо, а что плохо.
  • Совесть - это когда Душа отвергает зло, а принимает добро.

Ребята работали с ксерокопиями научных статей с записями сигналов Быстрого Барстера из шарового скопления "Лиллер-1" в Скорпионе и разрабатывали свои версии их происхождения, например:

  • Это Космический Субъект и Он ищет существ, которые соответствуют "золотому сечению". (Луценко Е., 13 л., Брянск);
  • Он описывает все окружающее и самого себя.(Зверева Ольга,13л., Ростов);
  • ББ хочет связаться с другими "Космическими Субъектами", но не с нами " "муравьями Вселенной". Уланов Денис (12 л., Самара).

Наиболее замечательную, а именно, музыкальную интерпретацию сигналов загадочного Быстрого Барстера из Скорпиона разработал Киселев Егор (14 л., из Москвы) , который ее продемонстрировал на заседании Ученого Совета НКЦ SETI в ГАИШе. Причем, первая версия была создана и представлена в "Орленке" на смене "юных астрономов" 1999 г.

А коллективным итогом работы ребят в учебно-исследовательской лаборатории SETI в "Орленке" можно считать программу "Звездное Трио для SETI" (3 солнцеподобные звезды, выбранные орлятами из списков звезд-"кандидатов SETI", номера BS каталога ярких звезд):

  • BS 4277, 47 UMa (виз.зв.вел. m=5.05; G1V; 13 пс = ~ 43 световых года; возраст 5 млрд.лет;
  • открыт "юпитер" с М(массой) =М.sini=2.4 MJup на 2.11 АЕ ), (из Большой Медведицы).
  • BS 4983, BET Com (m=4.26; G0V; 9.5 пс = ~ 31св.году ), (из Волос Вероники).
  • BS 7560, OMI Aql (m=5.11; F8V; 20.2 пс = ~ 66 св.лет; возраст 9 млрд.лет), (из Орла).

Думается, что солнцеподобная звезда из созвездия Орла не случайно оказалась в "звездном списке" орлят.

Так же как среди взрослых, так и среди ребят, есть оптимисты и пессимисты в плане оценки воздействия на человечество Контакта с внеземной цивилизацией. Но вряд ли является удивительным факт, что заниматься в учебно-исследовательскую лабораторию SETI приходят ребята с позитивным и оптимистическим отношением к проблеме Контакта. Вот некоторые из ответов на вопрос анкеты :

"Нужен ли человечеству Контакт с инопланетянами? ДА. НЕТ. Почему?":

  • чтобы не чувствовать себя одинокими во Вселенной;
  • для развития культуры, техники, медицины; для обмена знаниями;
  • существует мудрость: одна голова хорошо, а две лучше. Значит, и "разум" один хорош, а два "разума" лучше. У всех цивилизаций есть проблемы. Контакт обеспечит взаимную помощь .

А вот примеры оригинальных идей орлят УИЛАО SETI на вопрос:

"Что бы Вы предложили поместить для инопланетян на борту АМС, покидающих Солнечную систему?" (Как известно, первые материальные Послания землян уже мчатся по просторам Галактики на борту американских АМС серии "Пионер" и "Вояджер"):

  • конструктор, из деталей которого по схеме можно собрать фигуру человека;
  • глобус Земли, раскрывающийся лепестками цветка - символа жизни , с нанесенными на них изображениями картин Земли;
  • положить зеркало, на одной половине которого приклеен в натуральную величину обобщенный портрет земного человека. Видя собственное отражение рядом с портретом землянина, инопланетянину многое станет ясным без словесного описания земным языком.

В данной работе приведена лишь часть примеров, иллюстрирующих направленность Педагогической программы SETI в дополнительном образовании школьников на подключение ребят к размышлениям по тематике SETI и к сотворчеству с правом своего мнения по всем сложным вопросам.

Для тех из нас, кто является оптимистом в подходе к проблеме SETI, совершенно очевидна значимость не только профессиональных SETI-программ, но и педагогических. Именно последние помогут передать эстафету поиска молодежи ХХ1 века и это приблизит открытие внеземного Разума, которое будет сделано во благо человечества.

И пусть мысли из вдохновенного сонета, предваряющего сочинение Джордано Бруно "О бесконечности, Вселенной и мирах" станут путеводными для "педагогики SETI " :

"Кто дух зажег, кто дал мне легкость крылий?
Кто устранил страх смерти или рока?
Кто цепь разбил, кто распахнул широко
Врата, что лишь немногие открыли?
... Отсюда ввысь стремлюсь я, полон веры.
Кристалл небес мне не преграда боле"!

Опорный минимум литературы для подготовки занятий:

  1. И.С.Шкловский. Вселенная, жизнь, разум /Под ред. Н.С.Кардашева и В.И.Мороза.- 6-е изд., доп. - М.:Наука.Гл.ред. физ.-мат.лит., 1987.
  2. С.Доул. Планеты для людей.- М.:Наука.Гл.ред.физ.-мат.лит.,1974.
  3. Проблема поиска внеземных цивилизаций. М.: Наука,1981.
  4. Голдсмит Д., Оуэн Т. Поиски жизни во Вселенной. Под ред. и с предисл. М.Я.Марова.-М.: Мир,1983.
  5. Проблема поиска жизни во Вселенной. -М.:.Наука, 1986.
  6. Лефевр В.А. Космический Субъект.-М.:Инкварто,1996.
  7. Интернет: http://comet.sai.msu.su/SETI/сайт RUSSIAN SETI . (Статьи, выпуски Информационных бюллетеней НКЦ SETI. Реферат свойства быстрого рентгеновского Барстера ИБ НКЦ SETI 3, с.23-29).
  8. Реферат "Необычные свойства быстрого рентгеновского Барстера", ИБ НКЦ SETI ©13, с.23-29).
  9. Толстой А.Н. Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита. Библиотека приключений. Детгиз. М.1956.
  10. Атлас звездного неба 2000.0, 2-е изд., перераб. и дополн. /под Ред. А.П.Гуляева/ - М., Космосинформ, 1998.

Январь-март 2000

Публикации педагогической направленности:

  1. Филиппова Л.Н. Такой волшебный звездный свет", ж. "Вожатый", ©7, 1979.
  2. Филиппова Л.Н., Хвостиков В.А., Романко В.П. Игровая установка CETI. ж. "Радио", ©7, 1984.
  3. Филиппова Л.Н. Опыт "Педагогики-SETI" астрономической обсерватории Всероссийского детского центра "Орленок" (тезисы доклада). Информационный бюллетень НКЦ SETI, 3, с.27-29, 1994, Москва.
  4. Филиппова Л.Н. О радионаблюдениях избранных SETI-объектов на РАТАН-600, РТ-15 и РТ-3 как информации для размышлений о стратегии SETI. Тезисы докладов Международной конференции "100-летие начала использования электромагнитных волн для передачи сообщений и зарождения радиотехники". 50-я научная сессия, посвященная Дню Радио. ч.II., с.208-209. Москва, 1995; Информационный бюллетень НКЦ SETI 6, с.41-42, 1995, Москва.
  5. Филиппова Л.Н. Самоопределение как средство развития современного подростка в условиях временного научного объединения. Сб.материалов и тезисов научно-практической конференции "Роль и место "Орленка" в развитии личности современного подростка". ВДЦ "Орленок",1995.

e-mail: lnf@mitino.msk.ru


РТ-3 "Аэлита" на астрономической площадке обсерватории Орленка


Обсерватория "Орленка". Закат.


В традиционном орлятском кругу юные астрономы (окт.1999)


Вика Путаньш(Москва) объясняет работу SETI наблюдателей


Отождествление по звездной карте наблюдаемой области РТ-3 "Аэлита"


Уланов Денис (Самара) объясняет расшифровку "Космограммы"


Б.Г.Пшеничер - руководитель отдела Астрономии и космонавтики МГДТДиЮ г.Москвы на смене юных астрономов в "Орленке"


Л.Н.Филиппова - автор статьи, член Ученого Совета НКЦ SETI


Киселев Егор (Москва) на дискуссии о природе Быстрого Барстера (автор музыкального переложения сигналов Быстрого Барстера)