АСТРАЛ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСТРОСОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА

Козлов М.К.

Философские исследования, 1999. N4. С. 33.

К проблеме паранормальной психологической феноменологии сегодня существует целый ряд подходов, характеризующихся той или иной степенью лояльности по отношению к соответствующей эмпирии. При этом, если только в этой области вообще можно говорить о какой-бы то ни было общепринятости, в концептуальном отношении на таковую, при наиболее лояльном подходе, в наибольшей степени, по-видимому, может претендовать обоснование психологических "парафеноменов" путем их сопоставления с эффектами квантовомеханической нелокальности в фундаментальных физических взаимодействиях и механизмах. Однако такое сопоставление поневоле носит лишь характер метафоры либо более или менее отдаленной аналогии, так как фактически не содержит каких-либо, даже гипотетических, ссылок на те или иные эффекты, которые конкретно могли бы обеспечить экстраординарные свойства сознания. Предлагаемая гипотеза может рассматриваться как вполне "классичная" и до определенной степени и в определенном смысле и как "традиционная", хотя бы уже в силу того, что "небесная" метафора весьма часто в той или иной форме и мере присутствует в текстах, рассматриваемых сегодня главным образом в ключе аналитической психологии. Тем не менее, современный естественнонаучный багаж в принципе позволяет возобновить эту традицию в адекватном обосновательном ряду, что мы и пытаемся сделать в предлагаемой работе.

Астросоциологические основания
  1. В проблеме "внеземных цивилизаций" главным является отнюдь не вопрос об их существовании, многочисленности или разнообразии, как это может представиться на первый взгляд. Наиболее существенной и практически неинтерпретируемой предстает проблема возможного возраста этих цивилизаций. В этом ракурсе отчасти снимается и вопрос о самой их реальности, так как и земная цивилизация является лишь одной из форм существования космического разума, и ее потенциальное будущее принципиально ограничено лишь астрономическими временными рамками. Сопоставление же астрономической и исторической временных шкал однозначно приводит к выводу о зоревом характере земного психозоя, т.е. погранично-начальной стадии палеоонтологической эры, характеризующейся наличием проявленного разума (психо- или ноосферы) на Земле.
  2. Современные данные о физической природе Галактики достаточны для принятия в качестве ведущей гипотезы о той или иной распространенности психозойных планет. Так, согласно одной из оценок, в Галактике насчитывается порядка 600 млн. планет, с условиями, пригодными для человеческой жизни. Последние находки микрофоссилий в метеоритах марсианского происхождения, палеоонтологические данные о "мгновенном" как только возникли подходящие условия появлении жизни на Земле, а также известные попытки теоретического моделирования этого процесса позволяют оценить вероятность зарождения жизни на землеподобной планете как величину, по порядку близкую к единице. С другой стороны, самый общий биологический принцип прогрессивной эволюции (принцип ароморфоза) достаточно определенно свидетельствует, что разум в земной биосфере развивался закономерно, в процессе совершенствования нервной системы организмов, как один из способов повышения адаптированности к окружающей среде. Хотя и невозможно реально оценить ожидаемое время и вероятность перехода в психозойную фазу, резонно полагать, что земная эволюция в качественном отношении не является галактическим "уродом" или слишком уж значительным статистическим выбросом. Отметим, что против примерно 3 млрд. лет микроскопической или криптозойной эволюции, фанерозой, характеризуемый появлением и развитием всех видов крупных ("макроскопических") живых организмов, занимает лишь около 600 млн. лет, что в астрономической шкале представляет собой не столь уж большой промежуток времени. Таким образом, даже если вероятность ноогенеза не весьма велика, запас времени и эволюционной "энергии" для этого процесса имеется в избытке. Это заставляет считать, что в целом в масштабе Галактики при исключении из рассмотрения вероятности каких-либо неизвестных нам сдерживающих факторов, частота возникновения психозоев просто обязана быть достаточно высокой, поскольку не может быть предъявлено каких-либо внятных или осмысленных контраргументов к данному взгляду.
  3. Сопоставление тезисов 1 и 2 приводит к представлению о достаточной распространенности планет с возрастом психозоя в многие десятки и сотни миллионов лет, и возможности "цивилизаций" с историей даже свыше миллиарда лет. При этом соображения об ограниченности времени жизни космических цивилизаций, по нашему мнению, не следует принимать во внимание, так как в эволюционной основе появления разума лежит именно возрастание адаптации и выживаемости, демонстрируемое, в частности, глобальным распространением на Земле эндемичного по своей биологической основе человека. Безусловно, исторические цивилизации возникают и гибнут, но в целом, как вид, человек очень "прочен", а его способность причинить фатальный ущерб биосфере (но не очередной собственной цивилизации), в частности, суицидальные тенденции, часто преувеличиваются. Кроме того, важно, что имеются и пресапиенты, способные заменить наш вид в случае его гибели. Эпохи массового вымирания видов известны в земной палеоонтологии, и они не стали препятствием эволюции, как не остановит ее и ядерная или иная высокотехнологичная война, если она все же произойдет. В эволюционной же перспективе пионерский вид вообще может быть малозначителен. Возможно это и не так в отношении сапиентов, но в силу нашего незнания не следует исключать и такой вариант. Отметим, что зоревая фаза палеоонтологических эр характеризуется малым временем длительности, а также известной нестационарностью процессов, в частности, периодами экспоненциального роста параметров пионерских видов. Эта стадия кратковременна и в силу этого крайне редка. Но и относительно нее 10 тыс. лет человеческой истории значат очень мало. В силу этого, а также вследствие релятивистской (по аналогии и в отличие от квантовомеханической) неопределенности "одновременности" в масштабах Галактики, можно утверждать уникальность земной цивилизации в плане статистической невозможности ее контакта со сколь-либо подобными ей, так как представить себе результат длительной эволюции психозоя, со всеми возможными в этом процессе биосферными конфликтами, технологическими прорывами, генетическими деградациями, взаимодействием параллельно развивающихся естественных и, возможно, искусственных психозойных видов, акцептацией наследия руинизированных сапиентов и иными наложениями биологической и социальной эволюций мы абсолютно не в состоянии.
  4. Напротив, сегодня можно достаточно уверенно утверждать принципиальную возможность "астронавигации малых расстояний"; известные законы природы не препятствуют технической реализации межзвездного перелета для близких (в пределах, скажем, 5 - 10 св. лет) звезд. Сопоставление порядков величин возможного возраста старейшей психозойной планеты в Галактике (более 1 млрд. лет) и вероятного времени между сближениями материнской звезды с подходящими для колонизации планетными системами (оценка "с потолка", представляющаяся заведомо завышенной - менее 1 млн лет) дает принципиальную возможность существования в Галактике к настоящему времени порядка 2^1000 колоний лишь от одной исходной планеты. Это не только превышает упомянутое число подходящих планет в Галактике, но и существенно больше числа атомов во всей обозримой Вселенной. Подобные выводы составляют содержание известного астросоциологического парадокса, который Ферми сформулировал вопросом "если их (т.е. внеземных разумных существ) так много, то где же они?" Учитывая известную скорость выработки астронавтических технологий видом Homo, мы не можем сослаться на потерю интереса к космическим путешествиям, систематическую технологическую деградацию психозоев или нечто подобное как на фактор, препятствующий колонизации. Сам факт сближения с подходящей планетой в состоянии возобновить и этот интерес и соответствующую технологию в срок, ничтожно малый в сравнении с периодом этого сближения. Перефразируя известную Декартову характеристику философии, можно сформулировать некий общий принцип всенаправленности естественного эволюционного развития как обязательную реализацию в том или ином объеме любого адаптивного механизма либо технологии в биологической и социальной эволюциях, если только они не запрещены законами природы. Реализация межзвездных колонизаций вполне вписывается в этот общий принцип, пока ее не ограничивает нечто, нам еще неизвестное.

Психологические основания
  1. В нашей гипотезе речь идет об известной и, в общем, все еще болезненной для современной науки совокупности феноменов, относящихся к разного рода явлениям экстрасенсорного восприятия, предвидения будущего, воспоминания прошлых жизней и иных проявлений "под-" или "сверхсознания", коллективного бессознательного либо чего-то иного, для чего не выработано пока единого общепринятого адекватного понятия. Мы не будем вдаваться в какой-либо анализ или оценку этой феноменологии и совокупности связанных с ней концепций, ограничившись лишь общей ссылкой на то, что во всех известных земных культурах имеют место те или иные представления, связанные с этой сферой и отражаемые во всевозможных мистических, магических, религиозных, научных или псевдонаучных понятиях или практиках. Таким образом, несомненно наличие некой эмпирической реальности, отвечающей этим представлениям, хотя многообразие и неоднозначность трактовок говорят об отсутствии концептуальной ясности в отношении природы и границ этой реальности. Мы будем применять два достаточно условных термина, понимая их как равнозначные: псевдонаучный современный термин "информационное поле" и более традиционный - "астрал" для обобщенного обозначения возможной материальной основы различных парадоксальных эмпирических проявлений нелокальных либо трансперсональных свойств сознания.

Формулировка и обсуждение гипотезы

Сегодня наиболее целостной концептуальной основой для экспликации феноменов, связываемых с мозговой деятельностью, является компьютерная метафора, так как только компьютер в какой-то степени может представлять собой альтернативу человеческому мышлению и создавать необходимую для научного анализа "массовость" изучаемого явления. Уникальные явления в принципе недоступны научному методу, и лишь создавая зеркало и подобие для самих себя в виде "мыслящей" машины, мы получаем некие возможности для сколь-либо строгого анализа процессов, свойств и видов деятельности, которые обнаруживаются только лишь в человеческой природе. Не случайно прогресс в области "вычислительных" машин и их теоретических основ всегда шел параллельно успехам в изучении деятельности мозга. Наша гипотеза может быть описана как уподобление "информационного поля" или "астрала" такому современному компьютерному феномену, каким является Интернет. Иными словами, мы формулируем предположение, что астрал является искусственным объектом или продуктом деятельности галактических психозоев и представляет собой технологическое по происхождению информационное устройство высокого уровня совершенства. Это совершенство состоит, в частности, в возможности непосредственного взаимодействия с ним даже без каких-либо дополнительных приспособлений (что не исключает, однако, допущения, что некие технические приспособления могут обеспечивать более полное либо качественное взаимодействие). Основными или, во всяком случае, понятными нам функциями астрала в этой гипотезе становятся главные "интернетовские сервисы": коммуникация, консервация и калькуляция, т.е. связь, сохранение и использование информации в базах данных и обеспечение доступа к вычислительному ресурсу, позволяющее, в частности, проводить модельные расчеты различных вариантов возможной динамики тех или иных более или менее ограниченных или глобальных систем, тем самым в той или иной степени предвидеть будущее. Отметим, что привлечение астросоциального фактора для объяснения экстраординарной феноменологии в принципе не ново, в научном ключе такого рода предположения выдвигал еще Циолковский. Однако сегодняшнее положение дел, в частности в компьютерной технологии и трансперсональной психологии, позволяет, как нам представляется, значительно развить, конкретизировать и переосмыслить его гипотезу. На какие вопросы отвечает гипотеза

  1. Рассматриваемое предположение в какой-то мере смягчает остроту астросоциологического парадокса, так как наличие в Галактике единого информационного поля снижает, в частности, потребность в межзвездных перелетах и определяет форму и уровень нашего современного соучастия в галактическом суперсоциуме. Мы можем также, хотя бы в самой малой степени и на одном лишь примере представить, куда же, собственно, уходят миллионы веков психозойных планет (отметим, что применять в данной ситуации термин "цивилизация" с нашей точки зрения - значит следовать парадигме, отвечающей достаточно смелой гипотезе). Сегодня мы знаем достаточно определенно, что представление об астроинженерной деятельности и классификация возможных цивилизаций по уровню энергетических возможностей не находят наблюдательного подтверждения. Если астрал есть продукт развития галактического разума, то эта технология, возможно, позволяет составить представление о неких альтернативах астроинженерии.
  2. С другой стороны, массу проблем вызывал и вызывает вопрос о физических механизмах всякого рода "телепатических" или "прекогниционных" проявлений. Можно привести простое соображение о том, что если бы таковые действительно были возможны, то эволюция, несомненно, "сгустила" бы их, выработав "третий глаз" или иной орган, позволяющий видеть в "телепатическом диапазоне". Академик Мидгал в свое время публично высказывался в том плане, что современного уровня знаний вполне достаточно, чтобы надежно говорить об отсутствии какой-бы то ни было возможности для реализации "телепатических" или подобных феноменов на основе известных физических законов и механизмов взаимодействия между материальными частицами, а также каких-либо иных физических субстанций, способных обеспечить эти феномены. Одним из препятствий является энергетическое: чтобы уловить, например, электромагнитное излучение мозга на достаточном расстоянии, помимо необсуждаемой усилительной, дешифрующей и иной аппаратуры, необходима приемная антенна немалого размера, которой, очевидно, мозг не обладает. При этом одной лишь чувствительности к внешним полям (сегодня доказанной) или иным сенсорно неспецифическим факторам явно недостаточно, чтобы объяснить все аспекты эмпирии трансперсональной психологии. Описание же астрала как технического устройства позволяет апеллировать к обычному для таких устройств свойству обходить ограничения, налагаемые законами природы. Существует предельный вес для живого существа, способного летать в земной атмосфере, самые большие птеродактили не могли весить более 60-70 кг, однако для самолета это ограничение не имеет значения.
  3. Исходя из искусственной природы астрала можно объяснить также известную невоспроизводимость и неустойчивость экстраординарных феноменов как следствие парольного характера доступа к информационному полю. При этом такое, в общем, известное свойство "духа" как "нарушение гармонии органического и противоположность тенденции жизни совершенствовать человеческий вид посредством жестокости..." [см. литературу] можно трактовать как следствие работы встроенных в астрал предохранителей, не позволяющих биологическим и социальным видам эволюционировать в направлении идеоадаптации на основе использования мирового информационного поля, решая, таким образом, свои проблемы "за чужой счет". "Астральное" направление духовного развития подавляется самим астралом; вообще, он представляет собой активную сторону, ограничивающую доступ к своим ресурсам в соответствии с некими собственными критериями. При этом надо иметь в виду, что мы имеет дело с технологическим объектом, существующим миллионы лет и являющимся продуктом миллионолетних цивилизаций, поэтому эти критерии, возможно расчитанные из учета миллионолетних же последствий его функционирования, могут быть в полной мере непонятными для нас.

Некоторые возможные выводы и аспекты гипотезы

  1. Можно ли представить механизмы, на которых основан астрал? Современная физика располагает некоторыми возможностями в этом направлении. Можно полагать, что физическую основу астрала составляют некие самосопряженные фазовые или иные безэнергетические или микроэнергетические поля, устойчивые к разрушающему воздействию факторов внешней среды в силу своего "фазового" характера, т.е. в силу того, что они как бы "лежат в ином диапазоне", чем эти факторы. Определенным образом искусственно промодулированные, такие поля создают некое подобие "чистой восковой дощечки", образованную сложным (стоячим) волновым узором среду для записи, сохранения и считывания информации, обладающую калькуляционными свойствами на основе возможности определять динамические условия, формирующие требуемый процесс преобразования волновых структур, воспроизводящий вычислительные операции с записаной в этих структурах информацией. Можно отметить, что подобное представление родственно "ползучей" идее "биополя", регулярно раскритиковываемой и столь же упорно возобновляемой в среде биологов и психологов, очевидно, испытывающих в ней ощутимую потребность. Наиболее радикальное отличие здесь состоит в том, что сущность астрала составляет не тот или иной простой физический субстрат, а искусственно привнесенная в него структура, которая и создает его особые свойства подобно тому, как радио- и теле- "эфир" не есть просто электромагнитное поле, но прежде всего своеобразный способ отображения информации в модуляциях этого поля. Отметим также, что среди многочисленных, в общем, оправдавшихся прогнозов научно-технического развития, сделанных в преддверии XX в., нет ничего, что могло бы указывать на предстоящее бурное развитие дистанционных методов контроля за удаленными объектами - от надежной связи с автоматическим зондом, выходящим за пределы Солнечной системы, до радиолокационных исследований планет. Теперь мы можем обоснованно предполагать возможности дальнейшего развития подобных методов. Экстраполяция перехода от "наивного" радарного измерения планетных расстояний к составлению карт поверхности планет на основе высокоточного анализа отраженного, особым образом промодулированного (когерентного) сигнала позволяет предполагать возможность создания высоко сложных систем модуляций исходящего излучения, информационные свойства или структуры которого, тем самым, могут быть существенно развиты.
  2. Представляющий собой в основном лишь некую информационно-вычислительную "ёмкость", заполняемую произвольным содержанием, астрал можно уподобить компьютерному "хардверу", так что его наполнение формируется, по меньшей мере в сколь-либо доступной для нас части, преимущественно местными психозойными факторами. "Контактные" свойства астрала могут, тем самым, сводиться к его взаимодействию с местным психозоем как некоего объекта "активного искусства", в отдаленном уподоблении известной компьютерной "виртуальной реальности", создающего живое "эхо" или "зеркало" для психозойных процессов подобно тому, как в нашей литературе или изобразительном искусстве мы обнаруживаем главным образом вариативные отражения нас самих и сюжетов нашей собственной жизни. Тем не менее в йогической литературе встречаются высказывания о возможности "ментальных полетов" к иным мирам. Эти высказывания не стоит, с нашей точки зрения, трактовать слишком буквально, однако возможность информационных каналов, связывающих миры, представляется одной из существенных целевых функций астрала, для реализации которой он, как можно полагать, и создавался.
Можно также попытаться представить астросоциологические или иные следствия излагаемой гипотезы. Так, в галактической истории можно выделить стадию первичных или доастральных цивилизаций. Очевидно, их развитие должно было как-то отличаться от пути вторичных цивилизаций, к которым относится и наша, и это отличие может расшифровываться через направленность и успешность реализации целевых функций астрала. Возможно также, что технология "галактического Интернета" требует наличия в некоторой близости от обслуживаемого сектора (т.е., в частности, от Земли) соответствующего звездного "сервера" либо некоего "генератора опорной частоты", поддерживающей функциональность и целостность астрала. Общая оценка земного психозоя, носящего зоревый характер, также может приводить к определенным выводам. Например, можно исследовать вопрос о сапиентности как зоревом, т.е. преходящем и "малоинтересном", не доминирующем состоянии психозоя, сменяемом неким невообразимым для нас более развитым и стабильным состоянием, либо об относительности или условности сегодняшнего характера, что очевидно, если, например, понимать сапиентность как способность выстраивать свое поведение в соответствии с собственными понятиями.

Теологический аспект

  1. Хотя данный вопрос не имеет прямого отношения к представляемой гипотезе, нельзя не высказать по этому поводу ряд соображений. Главное, как нам кажется, - это воздержаться от скороспелого эпигонства по отношению к Лапласову "я в этой гипотезе не нуждаюсь". Объяснение тех или иных явлений естественными причинами (в нашем случае - искусственными, однако это не принципиально), как известно из истории, провоцировало на деструктивное отношение к религии. Однако наш сегодняшний опыт показывает, что не стоит торопиться с этим. Гораздо более содержательным представляется анализ возможных различий в теологических концепциях и их историях в до- и постастральных цивилизациях. Так как можно полагать, что многие проявления, на которых строились древние религии в нашей истории (в частности, прорицания и пророчества), в действительности объяснимы астральными факторами, то отсутствие подобных феноменов, видимо, должно было сказываться на процессе формирования религиозных концепций доастральных цивилизаций. Хотя такого рода сопоставление, очевидно, может носить лишь весьма ограниченный и гипотетический характер, все же наша гипотеза создает определенные основания для него.
  2. Уже сложившаяся традиция искать следы "пришельцев" в библейских и иных древних текстах заставляет хотя бы в самых общих чертах попытаться разграничить данную сферу и предполагаемую зону ответственности астрала, как он понимается в нашей гипотезе. Отметим, что теологически рафинированное понятие о боге (есть он или его нет) существенно отличается от любых представлений о боге "научно познаваемом" как и от иных концептуальных видов "мирового разума". Возможно, эти представления нуждаются в теологической оценке и сопоставительном анализе, но это не наша задача. Вообще же, выделение в и без того сложно идентифицируемой сфере экстраординарных феноменов, предположительно связанных с астросоциальным фактором, в частности их освобождение от астральных рефлексов земного происхождения и отличение от религиозно наполненных ситуаций, является, очевидно, непростой задачей. Можно отметить при этом, что даже весьма структурированная информация, полученная лишь на основе подобных методически организованных и направленных медитаций, всегда может быть поставлена под сомнение, тем более, если она относится к мирам, недоступным никаким иным способом. Выражаясь традиционно, все соответствующие воздушные замки могут оказаться лишь "бесовским наваждением". Поэтому без выявления и достаточно четкого контроля над физической (возможно, полевой) основой астрала практиковать "прямые связи с галактическими цивилизациями" было бы, по меньшей мере, бессмысленно, если не опасно. В то же время, в рамках нашей гипотезы, мы допускаем возможность интерпретаций тех или иных текстов, психологических отчетов и иных подобных данных в плане поиска следов влияния астросоциального фактора, с учетом безусловной гипотетичности таких интерпретаций.

Заключение и выводы

Представленная гипотеза основана на утверждении о космической общности и галактической распространенности разума как ведущем представлении современной науки. Искусственная организация физического субстрата галактического информационного поля или астрала объясняет, с одной стороны, некоторые особенности, приписываемые экстраординарным психическим феноменам, в частности специфический характер их воспроизводимости, необъяснимость и несводимость к известным либо достаточно простым физическим механизмам. С другой - в ней можно идентифицировать аспекты, позволяющие совместить представление о распространенности жизни и разума во Вселенной с их ненаблюдаемостью, например, с невыявляемостью астроинженерной деятельности в Галактике. Помимо этого, само по себе привлечение астросоциологических соображений к анализу тех или иных гуманитарных проблем, парадигму для которого содержит данная гипотеза, также способно проливать свет на определенные аспекты, например в оценках исторических или нейропсихологических проблем и феноменов, а также текущего состояния, естественных ограничений и эволюционных перспектив сапиентности как свойства, составляющего самую сущность человеческой природы.

Литература

  1. А.В.Архипов. Метеориты... из других планетных систем? // Земля и Вселенная.N1. 1995. С.33.
  2. У.Бадж. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996.
  3. Е.Вигнер. Непостижимая эффективность математики в естественных науках // УФН, Т.94. ╣3. 1968. С.535.
  4. М.Г.Гросвальд. Следы великих гидросферных катастроф на Марсе и Земле // Земля и Вселенная.N1. 1999. С. 10.
  5. С.Гроф. За пределами мозга. М., 1993.
  6. Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
  7. А.Давид-Неэль. Мистики и маги Тибета. М., 1991.
  8. С.Доул. Планеты для людей. М., 1974.
  9. И.А.Ефремов. Туманность Андромеды. Звездные корабли. Собрание сочинений в шести томах, Т.3. М., 1993.
  10. В.Е.Жвирблис. Информационные взаимодействия: от непонятного к неизвестному // Химия и Жизнь. N2. 1995. С. 26.
  11. Г.П.Климов. Имя мое легион. М., 1993.
  12. М.К.Козлов. Психическое как объект категориального анализа // Философские исследования. 1998.N2. С.25.
  13. М.К.Козлов. ЭЭГ, импульсная активность и мозговой процессор: попытка анализа парадигмы // Журн. высш. нерв. деят. 1999. Т.49.N1. С.141.
  14. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
  15. В.М.Липунов. Научно открываемый Бог // Земля и Вселенная. 1995. N1. С. 37.
  16. Л.Л.Морозов. Поможет ли физика понять, как возникла жизнь? // Природа. 1984.N12. С. 35.
  17. В.В.Налимов, Ж.А.Дрогалина. Вероятностная модель бессознательного. Бессознательное как проявление семантической вселенной // Психологический журнал. 1984. Т.5.N6. C.111.
  18. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Репринтное издание. М., 1992. Т.1.
  19. Проблема поиска внеземных цивилизаций / Под ред. В.С.Троицкого и Н.С.Кардашова. М., 1981.
  20. Проблема поиска жизни во Вселенной. Материалы всесоюзного симпозиума "Поиск разумной жизни во Вселенной", Таллин, декабрь 1981 г. М., 1986.
  21. Проблемы электромагнитной биологии. Сб. Под ред. Ю.А.Холодова и Н.Н.Лебедевой. М., 1988.
  22. В.И.Сафонов. Несусветная реальность. М., - Свердловск, 1990.
  23. Д.Л.Сэвидж, Д.Хартсфилд, Д.Солсбери. Жизнь на Марсе? Доказательство приносит метеорит // Земля и Вселенная. 1997.N1. С. 50.
  24. У.А.Фаулер. Экспериментальная и теоретическая астрофизика: Проблема происхождения элементов. М., 1985. // Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Космонавтика, астрономия";N5.
  25. Э.К.Циолковский. Причина космоса. М., 1991.
  26. Г.И.Шипов. Теория физического вакуума. М., 1993.
  27. И.С.Шкловский. Проблема внеземных цивилизаций и ее философские аспекты // Вопросы философии. 1973. N2. С. 76.
  28. К.Г.Юнг. Человек и его символы. М., 1997.
  29. К.Г.Юнг. Синхронистичность. М., 1997.