[главная]

Космос и космическое мышление в видении студентов

 О.М.Тенякова

 В 2007 г. мировое научное сообщество отметило 50-летие космической эры. 1957-ой – год запуска первого искусственного спутника Земли и рождения отечественной космической фантастики в её современном виде, поскольку именно тогда вышел в свет социально-философский роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В далёких теперь 50-х и 60-х гг. космос был мечтой миллионов студентов и школьников нашей страны. Что думают о космосе и космонавтике современные студенты спустя полвека от начала космического этапа развития человечества?

Этот вопрос для автора послужил импульсом к следующему социологическому исследованию: 150-ти студентам Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина (2-ой курс факультета «Технический сервис в агропромышленном комплексе») было предложено изложить свои мысли в форме творческой самостоятельной работы по довольно необычной теме – «Космическое мышление: моё определение и понимание».

Само понятие «космическое мышление» – довольно популярная тема научных и философских дискуссий, причем зачастую использующееся в разных значениях. Автор предлагает следующее его определение: космическое мышление – это осмысление бытия с позиций человека как вселенского существа, несущего ответственность за сохранение и развитие жизни и разума в космическом масштабе. Данное понятие разрабатывалось в русле философских учений о вселенском человечестве как центральном факторе истории, реализующем божественное единство космоса, о духовности как основе цивилизации в трудах русских космистов. Эти мыслители указывали на то, что человек должен стать идеалом космического единства, что умножение творческих сил человечества соответствует божественному замыслу мироздания, а общество, построенное на началах любви, духовного общения и нравственного совершенствования, служит основой для выхода человека за пределы Земли и освоения космоса. В контексте курса истории русской философии студенты получают первоначальное представление о русском космизме, но в целом предложенная тема являлась для них новой. Это самым лучшим образом сказалось при анализе самостоятельных работ, поскольку позволило выявить все ассоциации студентов в русле обозначенной темы.

1. Определение понятия «космическое мышление»

Студенты, которые пытались дать определение космического мышления, в большинстве работ исходили из его актуальности. Во-первых, они вполне осознают тот факт, что человечество вступило в антропогенную эру (по выражению В.И. Вернадского): «Роль человека на Земле имеет огромное значение. Люди самые развитые живые существа, они как бы задают новый ритм жизни». А поскольку в современном мире космосу и его изучению отводится особое место, то «…с каждым годом космонавтика развивается всё больше, база научных знаний о космосе возрастает, и это необратимый процесс». Следовательно, «у каждого человека есть или должно быть космическое мышление – понимание человеком того, какое место он занимает в мире и в пределах космоса». Студенты очень логично заключают: чем более будет развито это понимание у людей, тем активнее будет человек «общаться» с космосом, «ведь до сих пор в космосе остается столько неразгаданных вещей…». В нескольких работах прозвучала мысль о том, что космическое мышление – это осознание чего-то «нового», возможно, «сверхъестественного», и даже такое обобщение: «Вселенная – это и есть то самое, странное космическое мышление».

Во многих работах (их около 60-ти %) под космическим мышлением понимается развитие человеческой деятельности в космосе, и, в целом, научно-технический прогресс: «По моему мнению, термин “космическое мышление” связан с развитием новых технологий, которые в наше время достигли высокого уровня. Человечество большими шагами идёт к тому, чтобы совершить межпланетное путешествие».

Некоторые студенты признавались: «Этот вопрос поставил меня в тупик, как и многих других. Раньше я никогда не задумывался над тем, что «я» есть для Вселенной», «…словосочетание “космическое мышление” я понять не могу. Космос это для меня что-то далёкое, холодное, ещё не изученное и непонятное от этого вдвойне!» Поэтому в более чем половине работ при определении понятия «космическое мышление» студенты затрагивали смежные мировоззренческие вопросы. Какое место я занимаю в этом мире? Что было до меня? Что там, «за горизонтом»? Что будет после меня? Зачем и почему я живу, осознаю жизнь вокруг себя? И, наконец, главный вопрос – одни ли мы во Вселенной?..

2. Проблема внеземных цивилизаций

Студенты с энтузиазмом поднимают вопрос бытия иных космических миров: «Всех интересует, существует ли жизнь на других планетах». В большинстве случаев они довольно оптимистично оценивают шансы получить на него точный ответ: «Каждый из нас – всего лишь маленькая частица в этом огромном мире. Мы не одиноки во Вселенной и, возможно, вскоре мы узнаем об этом правду». Ведь это обусловлено тем, что «на какой-нибудь планете вполне могли зародиться формы жизни, как и у нас». В 20-ти % работ второкурсники демонстрировали неплохую осведомлённость относительно современного состояния проблемы космических цивилизаций. Однако при анализе студенческих работ нельзя не упомянуть о таком аспекте, как мифологизация сознания при помощи литературы, киноискусства и СМИ, а также об отождествлении внеземных цивилизаций и аномальных явлений в мифологизированном сознании. Видимо, под воздействием популярной концепции Эриха фон Дэникена (изложенной в книге «Воспоминания о будущем», одноимённом фильме, и многих других работах этого автора) студенты с уверенностью пишут о том, что египетские пирамиды были построены агентами внеземных цивилизаций. Ещё одно убеждение, граничащее с фобией, – представление о межпланетных войнах. На формировании этого мифа, несомненно, сказывается большое влияние фантастических и фэнтезийных романов и кинофильмов.

3. Представления о космосе и отношение к нему

Очень интересны, по мнению автора, студенческие суждения о Вселенной. Во многих лейтмотивом является то, что космос и человек – взаимосвязанные понятия: «Ещё с древних времён человек начал ощущать себя частицей космоса. Он старался изучить все космические явления, но множество явлений так и остались не разгаданы. Большинство людей стремятся как можно больше познать космос и открыть для себя много нового. Некоторые люди живут мечтами о космосе. Бывает, что космоса могут бояться, но никто не может остаться к нему безразличным». «Космос – это загадка, тайна, которую он не хочет открывать. Я думаю, что можно продолжать разгадывать её до бесконечности, и всё равно ответа не будет. Поэтому я считаю, что чёткого определения космоса дать нельзя. Это что-то очень масштабное, безграничное и даже непонятное для человеческого разума, мистическое...» Без сомнения, вселяет надежду и гносеологический оптимизм некоторых второкурсников: «Конечно, со Вселенной связано много загадок, но я надеюсь, что человеку удастся узнать о ней много нового, и хочу внести свой вклад в эти исследования». Лишь в нескольких работах (их не более 5-ти %) студенты проявили весьма прагматичный подход к предложенной теме: «Я не умею связываться с космосом, не задумывалась о том, имеются ли потусторонние силы, существуют ли инопланетяне, потому что есть дела поважнее», «…к сожалению, у меня нет достаточно времени, чтобы занятся мыслями о космосе».

4. Космическая деятельность человечества и потенциальная экспансия

Какую роль играет человек в космосе? Имеет ли он какое-либо влияние? Приносит ли пользу или же наоборот, делает лишь хуже? На эти вопросы студенты дают массу различных, порой противоположных ответов. Очень часто космическая деятельность оценивается отрицательно, иногда в тесной связи с земными экологическими проблемами: «Человек влияет на комос, но пагубно. Связано это с загрязнением окружающей среды. И участвуют в этом все – от мала до велика. Тем самым вокруг Земли создаётся “инородное”, не свойственное космосу “биополе”». В то же время «…изучать космос полезно и необходимо. Экологическая ситуация на Земле и так уже катастрофическая. Возможно, нам или нашим внукам придётся улетать с этой планеты, сделав здесь большую помойку…».

В 30-ти % сочинений студенты понимают под космическим сознанием именно развитие человеческой деятельности в космосе. Как полагал советский астрофизик И.С. Шкловский, современное человечество осваивает всю биосферу и вступает в фазу предельно быстрого развития, которую он назвал «фазой взрывной, или неограниченной, экспансии» (экспансия — расширение, распространение). Студенты вполне осознают, что со временем человек начнёт осваивать другие планеты, высаживаться на них с целью расширения своей территории, и в целом дают этому позитивную оценку. Но не обошлось и без курьёзов – некоторые ответы, на взгляд автора, вызывают удивление своей наивностью: «Через много лет люди научатся жить за пределами Земли. Пустят какие-нибудь корабли с Земли до Луны, Юпитера и т.д., и в галактике будет взаимосвязанная деятельность человека. Мы познакомимся с инопланетянами и заживём все вместе».

5. Экологическая проблема

В контексте предложенной темы студенты часто связывали проблему сохранения окружающей среды с загрязнением человеком ближнего космоса. При этом их высказывания зачастую поражают своим крайним пессимизмом: «Может быть, человек – самое ужасное существо во Вселенной». Однако минусы глобального хозяйствования человека находят у студентов не только эмоциональный, но и рациональный отклик: «Каждому человеку нужно задумываться о том, что он даёт природе и что от неё забирает, т. к. должно быть положение равновесия». Люди должны «сломать свою эгоистическую сущность» и поставить перед собой решение общих проблем: «Мы живём на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, а это часть огромной Вселенной. Человек – это лишь очень маленькая, но важная частичка космоса. Он должен понять, что планета – это его дом, дом его детей. Нужно бережно относиться к дарам природы. Человек должен думать во вселенском масштабе».

В заключение хотелось бы отметить, что комплексное видение проблем человечества крайне актуально для исправления нынешней ситуации на планете Земля, – и студенты хорошо это понимают. Всe это говорит о том, что безусловной задачей современного воспитания и образования является развитие космического самосознания, т.е. осознания самого себя как неразрывной части беспредельного космоса, и основанной на этом системы духовных ценностей.