SETI НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА

SETI AT THE THRESHOLD OF THE XXI CENTURY

Л.М.Гиндилис, ГАИШ

(Тезисы доклада. Представлены на 54-ю Научную сессию НТОРЭС им. А.С. Попова, посвященную Дню радио. Москва, 19-20 мая 1999 г.)

1. Задача установления связи с внеземными цивилизациями (ВЦ) впервые была четко сформулирована как строго научная проблема российским ученым Э.Неовиусом в последней четверти прошлого века [1]. Однако его идеи и его книга, видимо опередили свое время. Только в средине ХХ века, после того как Дж.Коккони и Ф.Мориссон провели анализ возможностей радиосвязи с ВЦ [2], и в США были проведены первые эксперименты по поиску радиосигналов (Дрейк[3]) проблема SETI вошла в современную науку. За прошедшие 40 лет были проведены десятки экспериментов по поиску сигналов ВЦ в различных диапазонах электромагнитных волн, разрабатывались различные стратегии и методики поиска. SETI превратилось во вполне авторитетное научное направление.
  2. В период возникновения SETI радиоастрономия только начинала свое развитие, не было еще рентгеновской и гамма-астрономии. Картина наблюдаемой Вселенной в основном определялась оптическими наблюдениями. Молекулярная генетика только зарождалась, не был еще открыт генетический код. Считалось, что примерно 2 млрд лет после сформирования Земли она оставалась безжизненной пока на ней не появились первые образцы примитивной жизни. Не было данных о наличии сложных органических соединений вне Земли. Не было известно ни одной планетной системы, кроме Солнечной. Все это оказывало влияние на оценки распространенности разумной жизни во Вселенной.
  3. За прошедшие годы существенно изменились наши представления о Мироздании. В физике, благодаря появлению кварковой модели строения материи удалось создать стройную, непротиворечивую классификацию элементарных частиц, на основе квантовой хромодинамики разработана теория сильного взаимодействия, удалось построить единую теорию электрослабого взаимодействия, а затем и теорию Великого Объединения, успешно продвигаются работы по созданию теории Суперобъединения, объединяющей все четыре физических взаимодействия в Единое Универсальное Взаимодействие. В тесной связи с прогрессом в области физики высоких энергий развивалась космология: теория горячей Вселенной, а затем и квантовая космология. Современные космологические теории о возникновении множества вселенных из физического вакуума возвращают нас (на новом уровне) к древним представлениям о вечно существующем бесконечном Универсуме, в котором рождаются и умирают вселенные. Большое развитие получили исследования фрактальности в Природе, в том числе в астрономии. Вселенная оказалась построенной на основе фрактальности. Развитие нелинейной термодинамики привело к появлению синергетики, как науки о самоорганизации в живой и неживой природе. Поиск источника самоорганизации и анализ антропного принципа поставил вопрос о Конструкторе Вселенной.
  4. В астрономии были открыты принципиально новые объекты: квазары, черные дыры, пульсары, источники мазерного излучения, оказавшиеся тесно связанными с областями звездообразования, обнаружено рекликтовое излучение. Возникла инфракрасная, рентгеновская и гамма-астрономия. Среди источников ИК-излучения обнаружено большое число протопланетных дисков, обнаружены планетные системы у звезд (в том числе у нейтронных). Методами радиоастрономии обнаружено обилие различных (часто весьма сложных) органических соединений в межзвездной среде. В метеоритах обнаружены следы примитивной жизни, образовавшейся в то время, когда Земля еще только формировалась. На самой Земле простейшие организмы найдены в самых древних породах, что указывает на появление жизни на Земле практически сразу после того как она сформировалась в качестве самостоятельного небесного тела. Это заставляет пересмотреть вопрос о вероятности возникновения жизни на других планетах.
  5. Можно думать, что в XXI веке будет завершено построение единой физической теории, описывающей трехмерный физический мир. Дальнейшее развитие будет связано с проникновением в другие пространственные измерения, и изучением новых форм материи и новых видов энергии. Это может открыть принципиально новые каналы SETI.

Литература

1. Неовиус Э1. 0Величайшая задача нашего времени. Гельсингфорс, 1876.
  2. Cocconi G., Morrison P. Searching for intrestellar communications // Nature. 1959. Vol. 184. P. 844-846.
  3. Drake F.D. How can we detect radio transmission from distant planetary systems? // Sky and Telescope. 1960. Vol. 19. P. 140-143.